Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Зырянский вопрос.


[2008-09-20]

Почему народ Изьватас не имеет статуса «коренной»?
Ямал славится своей многонациональностью. И каждый народ уникален и неповторим. Сегодня мы поговорим о коми-зырянах. Тем более есть повод. На этой неделе в Салехарде прошел третий съезд регионального общественного движения коми-зырян Ямала «Обдорсаяс».
Вернее, так движение называлось в начале съезда, а уже к его завершению делегаты решили выбрать новое название своей организации – «Изьватас». Выбор вполне оправданный – таково самоназвание народа коми-зырян.
ЧЕМ ПОКОРИЛИ ПРЕЗИДЕНТА ЗЫРЯНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ
Прежде всего, хочется отметить, что проходила встреча в теплой дружеской атмосфере. Впрочем, глядя на разноцветные сарафаны женщин-зырянок, их добрые лица, трудно представить, что может быть иначе.
Так о чем говорили на встрече? Прежде всего, отметили достижения. За пять лет существования движение зарекомендовало себя с лучшей стороны. Об этом говорили и приглашенные, которых было немало. Среди гостей – спикер Госдумы Ямала Сергей Харючи, депутат Людмила Иванова, президент оленеводов мира Дмитрий Хороля. Гости сказали много добрых слов в адрес участников съезда и всего народа изьватас. К примеру, в своем приветственном слове Дмитрий Хороля отдал должное кулинарным талантам зырянских женщин. С этим сложно спорить, зато просто убедиться в истинности этих слов. Достаточно побывать в гостеприимных чумах: маленький столик буквально ломится от яств. А какую вам подадут выпечку! В лучших ресторанах не попробуешь таких шикарных шанежек, пирожков, булок, ватрушек. А ведь в распоряжении тундровичек всего лишь печь-буржуйка да пара умелых рук. В общем, добрых слов было сказано достаточно, а лидеров движения коми-зырян отметили еще подарками и грамотами.
ВОПРОС СТАТУСА
Как рассказала в своем докладе его председатель Мария Елтышева, движение активно работает с населением, помогая понять порой мудреные законы, сотрудничает с органами власти, пытается решать возникающие проблемы, которых, к слову, хватает. Конечно, не все можно решить на уровне общественного движения. Но это вовсе не значит, что о проблемах стоит умалчивать. А главные из них – сохранение языка и определение статуса коми-зырян.
Надо заметить, что уже не первый десяток лет коми-зыряне, или изьватас, борются за придание своему народу статуса коренного народа России. Однако, несмотря на то, что у этого этноса есть все признаки коренного (его представители ведут традиционный образ жизни – занимаются оленеводством, рыбалкой, охотой, сохраняют свою самобытную культуру и язык), эти попытки натыкаются на административные барьеры. Чтобы быть формально признанным коренным малочисленным народом, число представителей этноса не должно превышать 50 тысяч человек. Изьватас считаются частью народа коми, общая численность которого официально составляет 287820 человек, включая северных зырян. Хотя их язык и образ жизни значительно отличаются от уклада южных коми.
А вот что по этому поводу думает участница съезда Галина Коренева.
Сама ненка, она выросла среди народа коми. После, по роду журналистской деятельности, Галине часто приходилось встречаться с оленеводами-зырянами, которые не понимали, почему, проживая в таких же условиях, как ненцы и ханты, так же выпасая оленей и добывая рыбу, они не имеют определенный перечень льгот. Например, дети, относящиеся к категории малочисленных народов Севера, при поступлении в вуз и при заселении в общежитие имеют определенные льготы. Дети зырян такими правами не обладают и поступают учиться на общих основаниях.
– Этот вопрос поднимался еще на первом съезде, – отмечает моя собеседница, – но до сих пор так и не решен. Лично я уверена, что коми и зыряне – это совершенно разные национальности. Возьмем для сравнения славянские народы. Есть русские, украинцы, белорусы – у них схожий язык, да и внешне они мало отличаются. Тем не менее это совершенно разные народы, и никто с этим не спорит. В случае коми и зырян практически то же самое. Причем язык коми от зырянского отличается, и разительно.
Добавим, что в мировой практике принимается во внимание лишь определение «коренные народы» и ничего не говорится о количественной составляющей. Аборигенное население в мире – это люди, которые ведут традиционный образ жизни и населяли территории своего традиционного проживания задолго до прихода представителей других этнических групп.
ВРЕМЯ ЛОЗУНГОВ ПРОШЛО
Во всем мире все больше принимается во внимание не то, кто проживает на территории традиционного природопользования, а то, чем проживающие там народы занимаются. Если жители ведут традиционный образ жизни, помнят обычаи, берегут традиции, говорят на родном языке, то и отношение к ним, как к коренным. «Коренные» являются знатоками науки устойчивого природопользования, они лучше других представляют, как рационально, без ущерба использовать природные ресурсы и сохранять природный баланс. Поскольку живут от природы и лучше их о состоянии экологии в том или ином районе никто не знает и не скажет. Но эти знания легко потерять, перебравшись из мест традиционного проживания в большие города. А скоро вопрос об этом непременно встанет в регионе. Грядет вторая очередь масштабного промышленного освоения полуострова Ямал – мегапроект «Урал промышленный – Урал Полярный». Освоение территорий традиционного проживания коренных народов – ненцев, ханты, в том числе и коми, которые тоже занимаются оленеводством и ведут кочевой образ жизни. Просто в статистических сводках об этом почему-то говорится редко. Тем не менее грядущее освоение неминуемо затронет и этот народ, часть которого продолжает жить в традиционной среде.
Кстати, лозунги за сохранение самобытной культуры этих этносов звучали еще десять лет назад, и кое-кто сделал на этом неплохую политическую карьеру. Однако изменилось ли что-нибудь в лучшую сторону в жизни простых рыбаков, охотников, оленеводов за эти годы? Данные говорят, что сегодня кризис стал еще острее. Так, может быть, еще не поздно сохранить традиционные отрасли, а с ними и уникальную этническую культуру северных народов и пересмотреть отношение к понятиям «коренной» и «малочисленный»? Одними «косметическими» средствами, вроде проведения Дней оленевода, всевозможных курсов и чтений, традиционные промыслы и культуру не спасешь. Это понимают многие.
Правда, пока получается, что, несмотря на все реформы, по-прежнему присутствует формальный подход ко многим вопросам. И на первое место ставятся материальные ценности, а не сам человек. Хотя материальные ценности – пустой звук в сравнении с внутренним стержнем народа, его историей и духовностью. Благодаря этому стержню любой этнос, и коми-зыряне в том числе, живет и развивается. А история всей России – это история народов, ее населяющих, и эту историю необходимо знать. Так считает еще один участник съезда, гость из Республики Коми Сергей Габов.
Сегодня многим государственным чиновникам понятно, что традиционную среду обитания коренных народов и их культуру сохранять необходимо. Однако сделать это при существующем государственном формализме нереально. Наверное, нужно что-то менять во взглядах на некоторые вещи.
А что думаете по этому поводу вы, уважаемые читатели? Являются ли зыряне коренным народом? Каково место зырян в истории освоения Российского Севера? Напишите нам. Будем рады узнать ваше мнение.
***
Справка «КС»
Коми-зыряне, или коми-ижемцы, населяют территории шести российских регионов – Республику Коми, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Мурманскую и Архангельскую области. В Югре зыряне компактно проживают в Березовском и Белоярском районах. Коми-ижемцы в основной своей массе населяют территорию Республики Коми.
***
Справка «КС»
Этимология слова «зыряне», по мнению ряда ученых, происходит от слова «sijrja» – край (граница), «siogreha» – крайние (финский язык), то есть люди, живущие за краем финских земель.
В начале 60-х годов XX века зыряне стали коми: такая запись ставилась в паспортах в графе «национальность». Сами зыряне этот акт считают насильственным и до сей поры предпочитают оставаться зырянами.
***
ФОТО: Зырянки пришли на съезд в национальных нарядах, мужчины – в строгих костюмах; Перед серьезным разговором надо привести себя в порядок.

Александра МЕЩЕРЯКОВА, Красный Север

 Актуальные дискуссии
Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48

трудоустройство

06/12/2014 20:52:06

вахта

02/12/2014 12:17:23



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru