Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








И МОСКВА НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ.


[2007-12-13]

И МОСКВА НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ.



Мурманская область в планах руководства страны и нефтегазовых компаний России занимает все более и более значимые позиции. Именно за счет арктических шельфовых месторождений в ближайшие годы будет обеспечиваться прирост добычи нефти, газа и газоконденсата. Ресурс месторождений углеводородного сырья суши в пределах СЗФО и арктического шельфа впечатляет. Он оценивается в 42 млрд тонн условного топлива. Из них 20% находится на суше, 15% приходятся на спорную "Серую Зону", 65% на акваторию Баренцева и Печорского морей, из них 7% составляет нефть , 57% газ и остальное - газоконденсат.

10 трлн куб. м составляют разведанные запасы газа на полуострове Ямал и на шельфе Обской и Тазовской губ, а ресурсная база в этом регионе оценивается в 50 трлн куб. метров.

Возникает вопрос: "если ресурсы действительно велики, а разговоров о богатствах шельфа и блестящих перспективах ведется немало, то когда они будут реализованы на практике, когда начнут приносить реальную отдачу"?

Надеемся, как и вся страна, что "скоро".

После вынужденного простоя 90-х годов сегодня очевидно возобновление широкомасштабных работ на Арктическом шельфе, где запланированным лидером является "Газпром". Мы просто не всегда видим ту гигантскую подготовительную работу, которая проводится дочерними компаниями "Газпрома" - "Газфлотом" и "Севморнефтегазом", - и которая уже в ближайшие годы воплотится в добытую нефть месторождений Приразломное и Долгинское, в газ Штокмановского ГКМ, Ямала и Обско-Тазовской губ.

В 80-х годах на шельфе Арктики удалось выявить 60 локальных структур, открыть 11 уникальных и крупных месторождений. В перечне более поздних открытий - 3 месторождения нефти в Печорском море, 4 месторождения газа в Обской и Тазовской губах, что позволило прирастить запасы газа на 4 трлн куб. м и нефти на 500 млн т. За счет использования новых технологий в разведке Штокмановского ГКМ удалось прирастить его запасы на 400 млрд куб. м, и сегодня его запасы оцениваются уже не в 3,2. а 3,66 трлн куб. м газа.

У обывателя возникает вопрос, а что нам от этих запасов? Резонный вопрос, но все дело в том, что, во-первых, от открытия месторождения на шельфе до его ввода в эксплуатацию в среднем проходит 12 лет. Во-вторых, увеличение подтвержденных запасов способствует росту капитализации компаний и повышению международного авторитета страны в целом.

На развитии ситуации с освоением шельфовых месторождений не мог не сказаться период развала экономики, который пережила наша страна, отбросивший освоение кладовых арктического шельфа на целое десятилетие. Но даже в тех сложных условиях "Газпром" создал в 1994 году дочернее предприятие ООО "Газфлот", которое все эти годы выполняло геолого-разведочные работы, а в ближайшее время приступит и к освоению открытых месторождений на Печорском шельфе Баренцева моря, Обской и Тазовской губ Карского моря.

Газфлот

Компания имеет в своем составе СПБУ "Амазон", ПБК "Обский", ТБС "Десна" и "Дунай", крановое судно "Газшельф", НИС "Академик Голицын" и два многофункциональных ледокола "Владислав Стрижов" и "Юрий Топчев", ПС "Топаз", танкер-заправщик "Газпромшельф".

С 2002 года "Газфлотом" пробурено и завершено испытанием 16 скважин общей проходкой 32617 метров, обеспечен прирост запасов газа в Обской губе порядка 1 трлн куб. метров. Среди открытых месторождений - 3 нефтяные: Долгинское, Медынское море-2, Варандей - море. В Обской губе месторождения газа Северо-Каменомысское, Каменомысское, Чугорьяхинское, Обское.

Успешно компания завершила и буровой сезон 2007 года, пробурив в Обской губе три скважины общей глубиной 6781 метр, в том числе одну с введенного в эксплуатацию в этом году плавучего бурового комплекса ПБК "Обский".

По заказу "Газпрома" "Севморнефтегаз" и "Газфлот" осуществляют серьезную программу по строительству нефтегазового флота. В 2007 году парк судов пополнился двумя современными ледоколами-снабженцами, в Астрахани завершается строительство танкера-заправщика, продолжается строительство двух платформ ("Арктическая" и "Приразломная") в Северодвинске, приобретено и модернизируется очередное транспортно-буксировочное судно. В Нижнем Новгороде строится плавучее ремонтное средство для ремонта подводных газопроводов с кессонной камерой. Размещен заказ на строительство двух полупогружных буровых установок.

В перспективе планируется строительство и дооборудование морских буровых установок. Среди них - мобильная ледостойкая буровая установка SDS со сроком ввода в эксплуатацию в 2009 году и мобильная ледостойкая буровая установка со сроком ввода в 2012 году для работ на акватории Обской и Тазовской губ, на Приямальском шельфе в круглогодичном режиме; ледостойкая погружная платформа "Ласточка" для использования с СПБУ "Арктическая" со сроком ввода в эксплуатацию в 2011 году для работ в Печорском и Карском морях с глубинами воды до 44 метров.

К 2010 году в ООО "Газфлот" должно быть 6 буровых установок и 20 судов обеспечения ледового класса.

Создается транспортно-технологическая система вывоза нефти Приразломного месторождения, в состав которого войдут плавучее нефтехранилище 220 тысяч тонн, линейный танкер 180 тысяч тонн, челночные танкера 20 и 70 тысяч тонн.

В планах ООО "Газфлот" на 2008 год выполнение значительного объема буровых работ в Обской губе, возобновление регулярных буровых работ в Печорском море на Долгинском месторождении, запасы нефти которого в несколько раз превышают запасы Приразломного.

Буровые работы на Штокмановском газоконденсатном, нефтяном Приразломном и Долгинском месторождениях и в Обско-Тазовской губе и сейчас выполняет, и будет выполнять в перспективе Мурманский филиал компании ООО "Газфлот". Базирование филиала в Мурманске имеет для региона серьезное значение, которое с каждым годом будет возрастать. Только в 2007 году на судоремонтных заводах Мурманска выполнен ремонт двух судов этой компании: кранового "Газшельф" и ТБС "Дунай", осуществлена модернизация СПБУ "Амазон", а это работа для сотен судоремонтников.

Обеспечиваются заказами СМНГ и АМИГЭ, расширяется сотрудничество между мурманским филиалом "Газфлота" и Мурманским государственным техническим университетом. Ввод в строй ПБК "Обский" создал 90, а участка по испытанию континентальных скважин в Новом Уренгое 50 высокооплачиваемых рабочих мест, которые укомплектованы мурманчанами.

Сегодня можно суверенностью говорить, что ОАО "Газпром" фактически приступил и к реализации Штокмановского проекта. Свидетельство тому - завершение геологоразведочных работ на Штокмановском ГКМ в 2006 году бурением седьмой разведочной скважины, которая прирастила разведанные запасы на 400 млрд куб. м газа. Введен в эксплуатацию Арктический центр, где кроме мурманского филиала ООО "Газфлот" после заключения соглашения с Мурманской областью разместится представительство ООО "Севморнефтегаз" - главного оператора по обустройству и эксплуатации нефтегазовых месторождений на арктическом континентальном шельфе.

Научно-исследовательское судно "Газфлота" "Академик Голицын" работает в 2007 году в Баренцевом море на трассе будущей прокладки ниток подводного газопровода от Штокмановского ГКМ к берегу Кольского полуострова. Проектная организация "Гипроспецгаз" продолжает изыскания на месте строительства ПТТК СПГ (портового транспортно-технологического комплекса по производству сжиженного природного газа) и прокладки наземного газопровода с компрессорными станциями.

Нельзя не отметить и меры по развитию "Газфлотом" своей береговой инфраструктуры. На территории Мурманской судоверфи уже существует и будет совершенствоваться транспортно-складской узел с причальной линией, а на Абрам-Мысе будет создана береговая база для стоянки и ремонта буровых установок, которым предстоит работать на арктическом шельфе.

Другие компании

Обыватель не всегда видит то, что происходит в море и на берегу, а потому часто делает скоропалительные выводы. А делается не только "Газпромом", но и другими компаниями, немало. К примеру, в Печорском море этим летом установлен стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) "Варандей", построенный по заказу ОАО "Варандейский терминал" (НК "ЛУКОЙЛ") на заводе строительных металлоконструкций ООО "ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть". Через это сооружение 12 млн тонн нефти, добытой на месторождениях Тимано-Печоры, будет отправляться танкерами дедвейтом от 20 до 70 тысяч тонн потребителям в круглогодичном режиме через Кольский залив.

А подводные нефтепроводы к СМЛОПу проложил трубоукладчик "Дефендер", принадлежащий ОАО "Межрегионтрубопроводстрой" и базирующийся в Мурманске. В 2008 году ему предстоит работать в Байдарацкой губе, прокладывая газопровод длиной 60 километров и диаметром 1200 мм. Ведутся работы и на берегу.

Группа компаний "Синтез" намерена не только построить в Кольском заливе мощный нефтеперевалочный комплекс, но и планирует возвести НПЗ в Мурманске производительностью 6 млн тонн нефти в год. Уже созданы и занимаются отправкой нефти на экспорт несколько береговых и рейдовых перевалочных комплексов. Развивает свое производство в Мурманске и норвежская компания "Рейнертсен", которая стремится стать одним из субподрядчиков в производстве подводных добычных комплексов.

Плюсы для Мурманска

Для Мурманска, Мурманской области и всего Северо-Западного региона создание такой базы сулит немало преимуществ. Это и появление сотен дополнительных рабочих мест, и заказы для компаний и предприятий региона: судоремонтных, строительных, транспортных, объединенных в ассоциацию поставщиков "Мурманскшельф", это, наконец, дополнительные налоговые поступления в бюджет.

Освоение Штокмановского ГКМ, нефтяных Приразломного и Долгинского, продолжение работ в Обской губе создают условия для дальнейшего развития производительных сил Мурманской области и региона на долгосрочную перспективу позволят газифицировать города и населенные пункты на Кольском полуострове и в Карелии, обеспечить только на стадии строительства ПТТК СПГ и наземного трубопровода работой более 3000 человек и около 1000 в процессе их эксплуатации.

В процессе строительства завода СПГ, трубопроводов, компрессорных станций и наземной инфраструктуры только на территории Мурманской области будет освоено $17 млрд. За время эксплуатации Штокмановского ГКМ федеральный и областной бюджеты получат около $ 20 млрд налоговых отчислений. К 2014 году только за счет реализации этого проекта объем валового регионального продукта возрастет вдвое. На 40% увеличится доходная часть бюджета Мурманской области. Ежегодное выделение "Газпромом" 5% добытого Штокмановского газа на нужды Мурманской области позволит газифицировать населенные пункты Кольского полуострова, снизить цены на теплоснабжение для потребителей на 35-40%.

Вообще же, в соответствии с графиком реализации Штокмановского проекта, точкой отсчета начала работ можно считать 2 января 2006 года, а датой завершения строительства инфраструктуры - 27 декабря 2019 года, со сроком эксплуатации 50 лет. Так что мурманчанам нужно набраться терпения.

Перспективы

А вообще, перспективы ошеломляют. Скоро в Кольском заливе станет тесно не от рыболовецких и транспортных судов, а от буровых платформ, танкеров, судов снабжения нефтегазовых компаний. Посудите сами, по информации, прозвучавшей на международной конференции "Нефть и газ арктического шельфа 2006", к 2030 году для работ в Баренцевом море следует построить 21 судно усиленного ледового класса, затратив на эти цели $300 млн, соорудить 14 платформ стоимостью $11,64 млрд (в 2010-2015 годах - 5 платформ, в 201 5-2020 - 2 платформы и к 2030 еще 4), и это не считая буровых платформ и подводных добычных комплексов для Штокмановского ГКМ. Для сжижения части добытого газа будут возведен завод по сжижению природного газа (СПГ), а для вывоза готовой продукции на экспорт предстоит построить к 2010 году 7 и к 2030 году еще полтора десятка судов-газовозов.

Не обойтись и без обновления танкерного флота. Для перевозки нефти к 2030 году предстоит построить 11 танкеров-челноков ледового класса дедвейтом 40-70 тысяч тонн и 7 линейных танкеров дедвейтом 150 тысяч тонн и более. Этот флот обойдется в $ 1,3 млрд. Этот внушительный перечень дополняет необходимость развития береговой инфраструктуры.

Реализация этих планов потребует серьезной концентрации усилий и финансовых средств. Таких крупномасштабных задач наша страна не решала уже давно.








ЮРИЙ БАНЬКО Обозреватель, Нефтегазовая вертикаль

 Актуальные дискуссии
Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48

трудоустройство

06/12/2014 20:52:06

вахта

02/12/2014 12:17:23

ищу работу

10/10/2014 18:48:20

<Без темы>

26/07/2014 20:04:15



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru