Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?






На правах рекламы:шампунь для бесконтактной мойки цена



ЧЬИМИ СЕРВИСНЫМИ РЫНКАМИ СТАНЕТ АРКТИЧЕСКИЙ ШЕЛЬФ РОССИИ?.


[2007-12-13]

ЧЬИМИ СЕРВИСНЫМИ РЫНКАМИ СТАНЕТ АРКТИЧЕСКИЙ ШЕЛЬФ РОССИИ?.



В ноябрьском Мурманске прошла Международная конференция "Освоение шельфа: шаг за шагом". Ее участники, представляющие крупнейшие российские и зарубежные нефтегазовые компании, поставщиков оборудования, технологий и услуг, ставили перед собой задачу сформировать рынок сервисных услуг для освоения Арктического шельфа и, в первую очередь, Штокмановского ГКМ. С созданием консорциума по его освоению начала накаляться конкурентная борьба за выгодные многомиллиардные контракты.

Об этом, в частности, свидетельствует присутствие на сопутствующей Конференции Выставке "СевТЭК-2007" более 150 отечественных и зарубежных предприятий, специализирующихся в добыче, переработке и транспортировке сырья и продуктов нефтегазохимических производств; поставке технологического оборудования, спецтехники и технологий; проведении научно-изыскательских и геологоразведочных работ; оказании инжиниринговых, строительных, финансовых, страховых и многих других видов услуг.

Конечно, итоги Конференции не позволяют однозначно судить о распределении долей между российскими и иностранными предприятиями и организациями на будущих арктических сервисных рынках, но существующие тенденции оптимистичными для отечественного производителя не назовешь.

Нам достанутся "железки" с малой и, возможно, средней степенью сложности с соответствующей ценой, к иностранцам "уйдут" все "интеллектуальноемкие" контракты со всеми вытекающими финансовыми последствиями.

Что ж, грех винить один "Газпром" в том, что он заблаговременно не растил шельфовых "кулибиных", в его уставных задачах эта проблема приоритетной не является. Куда как большая доля вины лежит на государстве, инновационные настроения которого отражают лишь масса слов и тонны бумаги. Не снимается ответственность и с самих производителей, все еще ждущих каких-то протекций и защиты от засилья иностранцев.

И пока Читатель гадает, "кто больше виноват и, главное, что делать?", отметим - сделать что-то уже не представляется возможным: инновации будут чужыми, а все лакомые куски и кусочки будут поданы не к нашему столу.

Конечно же. главенствующую роль на этой Конференции играли представители компаний, вошедших в консорциум по освоению Штокмановского ГКМ - "Газпром" (51 %). "СтатойлГидро" (24%) и "Тоталь" (25%). Именно они и сформируют сервисные рынки Арктики.

Сервисные рынки Арктики: "Газпром" и ...

Фронт предстоящих арктических работ стал основой выступления Михаила Басаргина, заместителя начальника Управления техники и технологий разработки морских нефтегазовых месторождений ОАО "Газпром". Он отметил, что Россия долгие годы (а Штокмановское ГКМ было открыто в 1988 году) не приступала к реальным работам по добыче углеводородного сырья на арктическом шельфе, хотя здесь уже сейчас открыто около 3 тысяч месторождений, а их ресурсный потенциал равен половине мировых запасов нефти и трети запасов газа.

Ежегодный объем добычи на шельфе составляет 1,1 млрд тонн нефти и 850 млрд куб.м газа, что составляет около трети общей мировой добычи. Понятно, что Россия, которой принадлежит четверть мирового шельфа, имеет в недрах огромные ресурсы, составляющие, по последним прогнозным оценкам, около 136 млрд тонн условного топлива. Из них более 70% углеводородов сосредоточены в арктических морях, среди которых, в свою очередь, 70% составляет газ.

Нужно ли говорить, насколько важно для России и всего мирового сообщества начать освоение этих богатств. Однако в мире, резюмировал докладчик, практически отсутствует техника и технологии для добычи УВС на арктическом шельфе, что, в общем, и сдерживало начало работ.

Точкой отсчета полномасштабных работ на арктическом шельфе можно считать 29 сентября 2005 года, когда Правление "Газпрома" приняло Постановление N40, одобрившее основные положения "Программы освоения ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 года", а затем и "Первоочередные мероприятия на 2006-2010 годы по организации работ по освоению ресурсов углеводородов на шельфе РФ", в которые вошла Программа создания плавтехсредств.

М.Басаргин выделил стратегические задачи -освоение месторождений шельфа в Печорском море (Приразломное и Долгинское месторождения нефти); месторождения приямальского шельфа (Русановское, Ленинградское, Харасавэйское, Крузенштерновское); шельфа акваторий Обской и Тазовской губ (Сев. Каменномысское и Каменномысское); работы на Каспийском шельфе и на Сахалине, но ведущим направлением деятельности назвал работы на Штокмане.

Специалистам ОАО "Газпром" в рамках этих широкомасштабных работ предстоит изучить имеющиеся в мире технологии и технические решения для освоения шельфа, адаптировать их для работы в Арктике, разработать новейшие технику и технологии, привлекая для этих целей, в первую очередь (ох уж эти благие намерения), российские научные организации и промышленные предприятия. Среди этих образцов техники, которые предстоит создать, есть и подводные добычные комплексы

Реализация программы работ "Газпрома" на шельфе позволит к 2030 году обеспечить прирост запасов газа на 14,9 трлн куб. м и нефти 540 млн тонн, а годовую добычу довести до 180 млрд куб. м и нефти более чем на 1 млн т. В арктических морях, таким образом, будут созданы новые нефтегазодобывающие районы, а на Северо-Западе России - инфраструктура по производству и транспортировке сжиженного природного газа. Что касается Штокмановского ГКМ, то дело не ограничится добычей газа лишь из пластов этого месторождения. В единый комплекс будут вовлечены месторождения сателлиты: Западное Штокмановское, Западное Лудловское, Ледовое, Терское. Основными объектами Штокмановского ГКМ станут морской добычной комплекс, береговая инфраструктура, завод по производству СПГ, терминал по отгрузке СПГ, суда по перевозке СПГ и технологический флот.

Всего предусмотрено три фазы разработки Штокмановского ГКМ. Ввод в эксплуатацию первой фазы состоится в 2013 году с объемами добычи 23,7 млрд куб. м газа. Чтобы решить эту задачу предстоит построить технологические платформы, изготовить и установить подводные добычные комплексы, каждый из которых весит более 1000 тонн, проложить подводные трубопроводы. Первые буровые работы должны начаться уже в 2010 году с полупогружных буровых установок, к строительству первых двух из которых приступает Выборгский судостроительный завод.

Эти полупогружные буровые установки шестого поколения типа "Арктика" - впечатляющие технические сооружения с размерами палубы 83,2x72,72 метра, высотой до пола буровой 52.12 метра, размерами понтона 118,56x1 5,73х 10,15 метра. Ее водоизмещение составит 54700 тонн, а с нее можно будет бурить скважины глубиной 7500 метров при глубинах моря от 70 до 500 метров и высоте волн до 32 метров.

В 2013 году предстоит ввести в эксплуатацию и первую из трех технологических платформ весом в 71 тысячу тонн, длиной палубы верхнего строения 95 и шириной 45 метров. Производительность этой технологической платформы составит 70 млн куб. м в сутки.

Не обойтись и без создания кранового оборудования, способного перегружать конструкции весом более 1000 тонн и трубоукладочных судов.

М.Басаргин уделил внимание и освоению месторождений нефти на шельфе Печорского моря. Пионерный проект - освоение Приразломного месторождения с морской ледостойкой стационарной платформы, которая достраивается в Северодвинске. Ее стоимость составила $800 млн. И в данном проекте "Газпром" решил подключить к создаваемой инфраструктуре месторождения-сателлиты: Северное и Южное Долгинское, Полярное и Западное Полярное, Стасовское, Восточно-Приразломное, Медынское море, Варандей море. Все они будут соединены подводной системой трубопроводов, а нефть будет отправляться на танкерах через два морских терминала. Сама же нефть будет добываться с использованием подводных добычных комплексов.

Аналогичная схема будет использована и при освоении месторождений газа на акваториях Обской и Тазовской губ. Газ с месторождений Чугорьяхинское, Сев. Каменомысское, Камено-мысское, Обское, Парусовое, Сев.Парусовое, Семаковское, Тота - Яхинское, Южно-Ялятинское и Антипаютинское будет поступать на Ямбургский узел. А затем в магистральные трубопроводы.

Подводные добычные комплексы для мелководья (глубина до 12 метров) Обской и Тазовской губ будут создаваться в кооперации с норвежскими компаниями.

Дело более отдаленной перспективы - освоение богатейших месторождений углеводородного сырья Карского моря, а их здесь открыто два десятка, среди которых уникальные Русановское и Ленинградское.

В планах "Газпрома" - создание судоходной компании, которая будет оперировать двумя десятками судов-газовозов, вместимостью от 155 до 215 тысяч куб. м каждый. Первые 7 судов должны вступить в строй уже к 2013 году.

... партнеры

По заверениям Пьера Нергарарьяна, генерального директора компании "Тоталь Разведка Разработка Россия", Total с оптимизмом смотрит на инвестиции в энергетический сектор России - энергетической супердержавы. Уверенность в плодотворном и взаимовыгодном развитии сотрудничества при освоении Штокмана французам придает "накопленный с 1999 года опыт работ на Харьягинском нефтяном месторождении". Разумеется, как партнер, Тоталь готова поделиться с "Газпромом" современными технологиями и опытом работы.

Когда в июле 2007 года "Газпром". "Севморнефтегаз" и Тоталь подписали соглашение о сотрудничестве, охватывающее первую из трех фаз освоения месторождения, кое у кого возникло чувство недоумения: "почему именно Тоталь"? Ответ прост, развеял сомнения норвежский топ-менеджер: компания занимает 4-е место в мире среди нефтегазодобывающих компаний; имеет уникальный опыт работы в Северном море, у берегов Африки и в Мексиканском заливе; ей принадлежит мировой рекорд прокладки подводного газопровода на глубине 2200 метров в ходе разработки месторождения "Каньон Экспресс" в Мексиканском заливе; при бурении скважин на шельфе с глубинами моря 2250 метров; в активе компании строительство и эксплуатация плавучей платформы FPSO длиной 300. шириной 60, высотой 31 метр и водоизмещением 400 тысяч тонн; первая в мире мини-TLP платформа с натяжными опорами; эксплуатация заводов СПГ которых у этой компании 13; лидирующие позиции в мире в секторе сжиженного природного газа; геологоразведкой и добычей углеводородов, наконец, она работает в 40 странах мира. Так что выбор "Газпрома" был не случаен.

П.Нергарарьян остановился и на ключевых этапах разработки Штокмановского ГКМ. В конце 2007 года предстоит заключить контракты на FEED (начальное техническое проектирование первой фазы разработки Штокма-новского ГКМ, которое обойдется консорциуму в $12 млрд); принять в 2009 году окончательное решение по инвестициям; в 2013 году подать газ в трубопроводную систему и начать экспорт СПГ в 2014 году.

Пер А. Кьярнес, директор по освоению месторождений норвежской компании "СтатойлГидро" в России, подчеркнул, что ключом к успеху освоения Штокмана является сотрудничество трех признанных в мире нефтегазовых компаний, имеющих финансовые ресурсы, подготовленные кадры, современные технологии. "СтатойлГидро" является пионером в освоении технологий глубоководных разработок месторождений шельфа. Опыт, наработанный норвежскими компаниями при освоении месторождений "Тоги" в 1991 году, "Тролль" в 1996 году. "Ормен Ланге" и "Белоснежки" пригодится и на Штокмане. В рамках Штокмановского проекта норвежские компании сотрудничают с Россией 18 лет, наработав опыт взаимодействия с "Газпромом". Он выразил уверенность, что консорциуму будет сопутствовать успех в реализации этого грандиозного проекта.

Отвечать за организацию работ по проектированию, финансированию, строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры на первом этапе освоения Штокмановского ГКМ будет Компания специального назначения (Special Purpose Vehicle, SPV). Эта компания будет в течение 25 лет с момента начала работ получать прибыль, отвечать за все риски, она же будет собственником всей созданной инфраструктуры. Партнерство трех компаний позволит объединить усилия, финансовые ресурсы, современные технологии, обеспечить экономическую эффективность проекта.

Но не только в использовании современных техники и технологий, создаваемых компаниями с мировым именем, будут заложены основы успеха в освоении месторождений углеводородного сырья арктического шельфа. Нужны кадры, способные эксплуатировать эту технику. Как отметил Анатолий Золотухин, технический директор "СтатойлГидро" в России, чтобы добывать 150 млн тонн УВС в нефтяном эквиваленте, нужно иметь более 100 тысяч специалистов, а ВУЗам страны ежегодно выпускать 1000 инженеров. Реально специалистов для работ на шельфе в России ежегодно выпускается .... около 50!? Еще вчера нужно было создать центры обучения и переподготовки кадров. Всего один пример: предполагается строительство 20 судов-газовозов, но вот кто их будет эксплуатировать?

Говорил он и о создании в Норвегии компанией "СтатойлГидро" бурового судна для работы в ледовых условиях, которое может найти применение в российском секторе Арктики. В то же время предложение ученых, практиков, моряков Мурманского морского пароходства о переоборудовании в буровое судно атомного лихтеровоза "Севморпуть", которое было бы востребовано, остается без внимания Правительства России. Что ж. будем платить за услуги в бурении скважин соседям. И немалые средства.

А.Золотухин не только рассказал, но и показал участникам конференции видеоролик бесскважинного бурения. Эта технология сокращает стоимость разведочного бурения в 10 раз. Иными докладчиками были озвучены и другие экзотические проекты, в том числе создания подводных буровых комплексов с использованием электроэнергии, получаемой от ядерных реакторов, размещенных под водой. Но это - проекты будущего, и, как мы с вами понимаем, не российского происхождения...

Поставщикам придется конкурировать

Чем ближе сроки начала работ по освоению месторождений углеводородного сырья шельфа арктических морей, тем большую активность проявляют предприятия Северо-Запада России и наши северные соседи, которые надеются стать поставщиками услуг "Газпрома". И, как справедливо заметил Хокан Скреттинг, официальный представитель Министерства нефтяной промышленности и энергетики Норвегии, несмотря на развитие взаимовыгодного сотрудничества между Норвегией и Россией, между "СтатойлГидро" и "Газпромом", иностранные компании могут только предлагать свои услуги, свой опыт и технологии, а выбор будет делать "Газпром".

Его "дочки" - "Севморнефтегаз" и "Газфлот" - будут непосредственно заниматься добычей нефти на Приразломном, Долгинском и газа на Штокмановском месторождениях, а как показывает реализация аналогичного по сложности норвежского шельфового проекта "Белоснежка", 60% ежедневных затрат приходится на поставщиков услуг. Так, доля поставщиков в общем бюджете освоения газовой "Белоснежки" составляет по капитальным вложением - 90%, по бурению и обслуживанию скважин - 95%, по производственным затратам - до 70%

Упустить такой шанс было бы непростительной ошибкой. Тем более, что стоимость работ при освоении Штокмана составит от $41 до $70 млрд. В ходе реализации этого проекта только на территории Мурманской области будут освоены капитальные вложения в размере двух десятков миллиардов долларов. Естественно, и местные, и национальные, и зарубежные компании надеются стать поставщиками необходимого оборудования для "Газпрома". Но качество поставляемого оборудования и услуг должно быть высоким, а закупки будут выполняться на тендерной основе. Это однозначно предопределит высокую конкуренцию.

Уже к концу 2007 года "Газпром" разработает перечень приемлемых поставщиков, который будет учитываться при проведении тендеров на закупку необходимого оборудования и услуг. Не случайно, в конце сентября в Москве состоялось отраслевое совещание по вопросам материально-технического обеспечения и порядка работы с производителями-поставщиками продукции для нужд "Газпрома", которую организовал ООО "Газкомплектимпекс", единый централизованный поставщик монополии. На совещании потенциальные поставщики были проинформированы о нормативно-технических требованиях и организационном порядке взаимодействия; организации и проведении поставок материально-технических ресурсов; системе размещения заказов, процедурах обеспечения качества и стандартизации продукции.

Этот процесс разбит на четыре этапа. Первый этап начался в сентябре 2006 года и заключается в информировании предприятий-поставщиков и органов власти субъектов РФ о создании системы менеджмента качества "Газпрома", в доведении стандартов до потенциальных поставщиков продукции и услуг, ежегодные объемы закупок которых составляют более 600 тысяч наименований на сумму в несколько миллиардов долларов.

В этих условиях главное не опоздать и тщательно подготовить свое производство и кадры. Тем более что конкурировать придется с иностранными поставщиками услуг. А они сильны дальновидностью и готовы незамедлительно переходить от слов к делу, активно используя политическое лоббирование.

Так, Руне Осхейм, генеральный консул Королевства Норвегии в Мурманской области, обыгрывая название Конференции, заметил, что теперь шаги в освоении шельфа будут огромными, имея в виду норвежский опыт. Не прочь участвовать в поставках высокотехнологичного морского оборудования консорциуму и Финляндия, о чем недвусмысленно заявила Пиркко Макикоккила, консул Мурманского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге.

Но, как говорится, "на дипломата надейся, но сам не плошай".

Хокан Скреттинг, региональный директор Сообщества норвежских партнеров в нефтегазовой промышленности (ИНТСОК), лоббируя интересы норвежских компаний уже с коммерческих позиций, подчеркивал наработанный опыт сотрудничества членов сообщества с компаниями "Статойл" и "Гидро". Сегодня же, понятно, основным рынком для норвежских поставщиков услуг может стать Россия. ИНТСОК уже подготовил первую группу из 15 компаний, которые первыми должны включиться в работу с консорциумом. В мае 2008 года будет создана вторая группа. Готовы норвежцы и к взаимовыгодному сотрудничеству с российскими поставщиками, среди которых Х.Скреттинг выделил 230 предприятий и фирм (полагаем, что по остаточному принципу, поскольку "своя рубашка всегда ближе к телу").

Не прочь стать поставщиками современного оборудования для консорциума и норвежская компания "Текнип Норге". "Мы хотим найти свое место в этом проекте, особенно подрядчиком при строительстве завода СПГ", - заявил представитель компании. Следует отметить, что специалисты "Текнип Норге" возводят крупнейший в мире завод СПГ в Катаре и их опыт может быть востребован при сооружении завода СПГ в Мурманской области, как и наработки в создании подводного оборудования для "Белоснежки" и подводной прокладки шлангокабелей.

Даже банкиры, в отличие от российских, ищут свое место под солнцем Штокмана. Мортен Кройтц, старший вице-президент DnB NOR Bank ASA, подчеркивая важность взаимовыгодного восьмилетнего сотрудничества с "Газпромом" и надеясь на сотрудничество с консорциумом, отметил, что созданный в Мурманске филиал этого банка уже имеет среди своих клиентов более 60 тысяч жителей Мурманской области. более 2000 предприятий и учреждений.

Что останется россиянам?

Понятно, что реализация Штокмана потребует поставок огромного количества оборудования, металлоконструкций, сборного железобетона, краски, продуктов питания и многого другого. И предприятия региона, и компании России рассчитывают стать поставщиками консорциума. Но хотеть, это не значит стать. Такое право можно получить, лишь отвечая ряду высоких требований, в том числе по цене, качеству продукции, срокам выполнения заказов и обеспечению безопасности работ.

Необходимо существенно повысить производительность труда российских рабочих, (которая в 2,5 раза ниже, чем в Японии и почти в два раза ниже, чем у норвежских рабочих). Следует модернизировать производство, обучить персонал работе на современном оборудовании. Все подрядчики должны иметь сертификат соответствия ISO, программы охраны труда и окружающей среды, ресурсы для наращивания производства, возможность нести ответственность по возмещению нанесенного ущерба, располагать банковскими гарантиями.

К сожалению, далеко не все отечественные предприятия готовы к работе с такими требованиями. Время для перестройки практически не осталось, а то, что есть - тает катастрофически быстрыми темпами. К примеру, норвежская Ассоциация поставщиков услуг "Петро Арктик", работающая по проекту "Белоснежка", была создана за пять лет до того, как началась его реализация. Это время было потрачено на создание необходимой инфраструктуры, перестройку и переориентацию производства местных предприятий, подготовку кадров. Сегодня "Петро Арктик" объединяет 360 компаний, которые с ее помощью сумели выполнить заказы на поставки необходимого оборудования и услуг по проекту "Белоснежка" на сумму 3,5 млрд норвежских крон, хотя, изначально планировалось выйти на объемы 0,6 миллиарда. Об этом говорил участникам Конференции Кьелль Гевер, региональный директор Ассоциации.

Надежды на вовлечение предприятий региона в реализацию Штокманов-ского проекта появились с созданием в Мурманске полтора года назад Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности "Мурманшельф", ставшей организатором этой Конференции. Ассоциация объединяет предприятия Мурманской и Архангельской областей, Карелии и Санкт-Петербурга, среди которых "Стройтрансгаз", "Звездочка", "Уралмаш-буровое оборудование", "Мурманское морское пароходство", высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты Кольского научного центра РАН.

И хотя "Мурманшельф" делает много полезного обучающими семинарами (при помощи "Статойла" и участии ее ведущих специалистов), своими инициативами по содействию региональным предприятиям в повышении уровня их компетенции в качестве поставщиков товаров и услуг для нефтегазовой промышленности и способствует созданию стратегического партнерства региональных предприятий с зарубежными компаниями, эффективность Ассоциации оставляет желать лучшего. Не потому, что чего-то не дорабатывает, а потому что не имеет никакой федеральной поддержки. Государство с его шельфовыми планами само по себе, а основа государства - его трудовые ресурсы - сами по себе.

И это печальное обстоятельство вот-вот скажется на итоговом формировании арктических сервисных рынков. Контролируемых Россией их не назовешь и, по меньшей мере, "технологическая" безопасность страны останется в руках иноземцев.








ЮРИЙ БАНЬКО Обозреватель, Нефтегазовая вертикаль

 Актуальные дискуссии
Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48

трудоустройство

06/12/2014 20:52:06

вахта

02/12/2014 12:17:23

ищу работу

10/10/2014 18:48:20



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru