Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?






На правах рекламы:Предсказание здесь



Мы родом из олонхо.


[2007-12-05]

Мы родом из олонхо.



За дальней далью

конечной вершины

древних моих лет,

далеко по ту сторону

хребта бранных

давних моих лет,

далеко за гранью

буйных суетных дней

канувших моих лет,

за чередой

убежавших моих лет,

когда человеческие племена

в разговоры вступая - не спознались еще,

когда племена якутов

словами обмениваясь - не знались еще,

когда эта обжитая страна

была размером со шкуру,

снятую с головы оленя-самца,

когда это видимое небо

было размером с лицо человека...

***

Это зачин нашего героического эпоса - олонхо. Олонхо для якутов не только древнейшая форма устной поэтической эпопеи, это - философия, мировоззрение. Временное пространство эпоса громадно, окунувшийся в нее чувствует себя пылинкой в мироздании и одновременно мощным одухотворенным началом.

Якутское олонхо впервые было открыто для науки академиком А.Ф. Миддендорфом. Он во время своего путешествия в 1842-1845 годах на северо-восток Сибири зафиксировал олонхо "Эриэдэй Бэргэн". Полный текст этого олонхо был записан по памяти А.Я. Уваровским и опубликован в книге академика О.Н. Бетлинга "О языке якутов" в 1851 году,

Научное исследование олонхо продолжил в 60-х годах XIX столетия русский ученый И.А. Худяков, сосланный за революционную деятельность в город Верхоянск. Он составил яркую характеристику олонхосутов того времени, отмечая большой талант сказителей, которые поют "целую эпопею, в которой упоминается множество событий, множество богов, дьяволов, героев, описания разных мест бывают чрезвычайно подробны до самых мелочей...".

Сюжеты олонхо на первый взгляд достаточно просты. Но по силе гуманизма и космической всеохватности якутское олонхо встает в один ряд с великими эпосами других народов. Эпическая память народа саха сохранила все - от сотворения мира до провидческих сказаний о будущем человечества.

Многие исследователи оставили образцы записей олонхо, среди них - Пекарский, Ястремский, Серошевский, Приклонский и другие.

Поэтический мир зачинателей якутской литературы - А. Кулаковского, А. Софронова, Н. Неустроева немыслим без образов олонхо. Вся якутская поэзия берет свое начало из олонхо, из бездонной кладези народной мудрости.

Первое произведение якутской литературы - стихотворение "Заклинание Байаная" - было написано Алексеем Кулаковским в начале XX века. В основе этого произведения лежит благословение - алгыс духу тайги Байанаю - покровителю охоты. Кулаковский был внимательным исследователем фольклора родного народа, он как никто другой понимал, что самобытность письменной якутской литературы должна основываться на мощном пласте устного народного творчества.

В 1920-1930-е годы на волне политических баталий олонхо стали называть "пережитком прошлого", "феодальной забавой"

В эту трудную пору на защиту олонхо встал Платон Ойунский. Он воссоздал, написал один из лучших вариантов олонхо - "Нюргун Боотур Стремительный". Платон Алексеевич сам был исполнителем олонхо, носителем древнего искусства сказителя. В организованном им Институте языка и литературы Якутской АССР была проведена огромная работа по записи и сбору вариантов олонхо. Будучи первым председателем Союза писателей Якутии, Платон Ойунский поставил вопрос о принятии членами в творческий союз сказителей-олонхосутов. Так, членами Союза писателей СССР стали Николай Абрамов-Кынат, Иннокентий Бурнашев - Тон Суорун, Дмитрий Говоров, Сергей Зверев, Екатерина Иванова, Николай Степанов-Ноорой, Прокопий Ядрихинский-Бэдьээлэ и другие.

Все якутские писатели в своем творчестве опираются на олонхо. Многие из них были сами прекрасными олонхосутами. В.М. Новиков-Кюннюк Урастыров не только написал, но и прекрасно исполнял свое олонхо "Богатырь Тойон Джагарыма на рыжем длинногривом коне". Прозаик Эрилик Эристин воссоздал олонхо "Буура Дохсун", поэт Сергей Васильев обработал олонхо "Эрчимэн Бэргэн" и "Кюн Эрили". Эти произведения в какой-то мере восполняли постепенный уход из жизни самобытных, талантливых сказителей...

Судьбоносным стал перевод якутского олонхо на русский язык. Инициатива в этом вопросе исходила от председателя Союза писателей Якутии, народного поэта Якутии Семена Данилова. Выбор, конечно же, пал на олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" П. Ойунского как на наиболее полный и традиционный вариант олонхо. Инициатива Семена Данилова была поддержана тогдашним правительством Якутской АССР - требовалась финансовая поддержка для оплаты составителям подстрочников и переводчику. "Черновая" работа, то есть составление подстрочников, была сделана группой якутских писателей - Л. Габышевым, С. Руфовым, Н. Габышевым и другими.

За перевод олонхо взялся Владимир Державин. В 1975 году "Нюргун Боотур Стремительный" был издан тиражом 50 000 экземпляров. Титанический труд был проделан Державиным и научным консультантом перевода, ученым-фольклористом И. Пуховым. В эти же годы замечательный якутский писатель и артист Гаврил Колесов записал на фирме "Мелодия" 9 грампластинок - исполнение олонхо "Нюргун Боотур Стремительный".

Древний эпос олонхо, вобравший в себя духовную культуру народа, обрел второе дыхание. "Олонхо для якутского народа есть энциклопедия мудрости его искусства и поэзии. Это музей, где собран весь алмазный фонд поэтического гения народа, все вершины духовного и материального творения его в прошлом", - писал наш литературный аксакал Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон.

Благодаря переводу В. Державина олонхо смогли перевести на английский, французский и другие языки.

В декабре 2005 года олонхо было признано ЮНЕСКО шедевром мирового нематериального наследия человечества. В республике принята десятилетняя программа по охране и развитию нашего эпоса. В ней предусмотрены проведение научно-исследовательской работы, создание театра олонхо, популяризация среди школьников, организация конкурсов, фестивалей, издание текстов олонхо...

Сегодня стало ясно, что от олонхо мы движемся к разным жанрам литературы и искусства, в олонхо заключена мудрая философия мировоззрения древнего якутского народа. И потому сегодня уместно и должно сказать: мы все родом из олонхо.








Елена СЛЕПЦОВА-КУОРСУННААХ, поэт, прозаик, член Союза писателей России, Литературная газета

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru