История и Культура

Культура Древнего Китая

Страна всегда поражала путешественников количеством изобретений. В старые времена она славилась своими астрономами. Специалисты определяли даты лунных и солнечных затмений, распознавали пятна на солнце и предупреждали о появлении комет. Именно китайцы были первыми, кто изобрел компас, порох, книгопечатание, фарфор и бумагу.

Основа письменности зародилась в стране в 3 тысячелетии до нашей эры.

Особое внимание уделялось и философии. Первым известным ученым был Конфуций, который заложил основы учения о достижении людьми совершенства и гармонии

Второе направление философских изысканий – даосизм с элементами религии. Путь «дао» относится к классическим теориям, говорит о бесконечном движении.

Подготовить к жизни молодых китайцев помогало среднее образование, которое включало в себя освоение:

  • музыки;
  • арифметики;
  • письма;
  • этикета;
  • умения стрелять из лука и водить колесницу.

Дети в обязательном порядке изучали исторические летописи.

В этот же период китайцы производили шелковые ткани, занимались живописью, создавали необычные поделки из камней и дерева.

История и КультураОсновные философские учения

Архитектура славилась своей первозданностью и нестандартным подходом. Китайские пагоды – одни из красивейших творений Востока.

Скульптура

XVI

Чохов (царь-пушка).

XVIII

  • Растрелли (бюст Меншикова, Анна Иоанновна с арапчонком),
  • Фальконе (Медный всадник),
  • Шубин (бюст Ломоносова, Павла I),
  • Козловский (Суворов, Самсон).

XIX

  • Клодт (кони на Аничковом мосту в Петербурге),
  • Орловский (памятник Кутузову, Барклаю де Толли),
  • Козловский (статуя Самсон в Петергофе, памятник Суворову),
  • Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве),
  • Микешин (памятник «Тысячелетие России» в Новгороде),
  • Опекушин (памятник Пушкину в Москве),
  • Трубецкой (памятник Александру III в Петербурге).

XX

  • Андреев (памятник Гоголю в Москве),
  • Волнухин (памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве),
  • Антокольский (скульптурный портрет «Иван Грозный», «Нестор — летописец»),
  • Шадр (Булыжник – оружие пролетариата),
  • Мухина (Рабочий и колхозница),
  • Аникушин (Юный Пушкин),
  • Вучетич (монумент «Родина — мать» в Волгограде, Воин — освободитель» в Трептов-парке в Берлине, «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке, памятник Дзержинскому на Лубянской площади),
  • Кибальников (памятник Маяковскому в Москве).

Литература

XI

  • Митрополит Иларион (Слово о законе и благодати),
  • Мономах (Поучение детям, Устав).

XII

  • Нестор (Повесть временных лет),
  • Даниил Заточник (Моление),
  • Слово о полку Игореве (1185 поход Игоря на половцев).

XIII — XV

  • Нашествие монголо-татар: Повесть о разорении Рязани Батыем, Слово о погибели Русской земли, Повесть о Меркурии Смоленском,
  • Куликовская 1380: Сафоний Рязанец (Задонщина), Сказание о Мамаевом побоище» (во времена Ивана III), Афанасий, Никитин (Хождение за 3 моря, купец).

XVI (век публицистики)

  • монах Филофей «Москва — 3 Рим» (Вас I) переписка Ивана Грозного с беглым князем Курбским Пересветов (Сказание о Магмете Салтане),
  • Сильвестр (Домострой),
  • мит Макарий (Четьи Минеи),
  • Иван Федоров (Апостол 1564, Часослов),
  • Стенная книга, Никоновская летопись,
  • Лицевой свод,
  • Повесть о белом клобуке,
  • Сказание о князьях Владимирских.

XVII

  • Симеон Полоцкий — поэзия и драматургия Сказания Авраама Палицына,
  • Житие протопопа Аввакума,
  • Смотрицкий (Грамматика),
  • Бурцев (Букварь),
  • Карион Истомин (Букварь),
  • Крижанич (Политика),
  • Повесть о Ерше Ершовиче,
  • Шемякин суд,
  • Повесть о Горе-Злосчастии,
  • Повесть о Савве Грудцыне,
  • «Куранты» — первая газета для царя (1621).

XVIII

  • «Ведомости» — первая печатная газета для всех (1702)
  • книги по истории – Татищев, Щербатов, Куракин, Шафиров Посошков — 1-й экономист (книга о скудности и богатстве),
  • Прокопович (Правда воли монаршей, Духовный регламент, Слово о власти и чести царской),
  • Стефан Яворский (Камень веры),
  • Крылов (басни)
  • Классицизм: Сумароков, Кантемир, Тредиаковский (стихосложение), Фонвизин (Недоросль, Бригадир)
  • Сентиментализм: Карамзин (Бедная Лиза), Державин (стихи) Радищев (Путешествие из Петербурга в Москву). Издатель — Новиков.

XIX

  • Чаадаев (Философское письмо),
  • Чернышевский (Что делать?),
  • Лавров (Исторические письма),
  • Романтизм: Жуковский, Батюшков, Загоскин, Лажечников, Одоевский, Бестужев-Марлинский,
  • Реализм: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Ко, Рылеев,
  • Критический реализм: Гончаров, Некрасов (Кому на руси жить хорошо), Тургенев, Островский, Достоевский, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, Короленко,
  • Критики: Белинский, Добролюбов, Писарев.

XX до 1917

  • Символизм: Белый, Блок, Брюсов, Сологуб, Мережковский, Бальмонт, Гиппиус,
  • Акмеизм: Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам, Иванов,
  • Реализм: Толстой, Чехов, Бунин, Куприн, Горький,
  • Футуризм: Маяковский, Бурлюк, Крученых, Хлебников, Черный,
  • Остальное: Волошин, Цветаева, Клюев, Есенин.

1920-е

  • ЛЕФ (Левый фронт искусств): Асеев, Брик, Кирсанов, Маяковский (преемственность футуризму, новое искусство в противовес классическому),
  • РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей): Безыменский, Бедный, Жаров, Фурманов, Весёлый (выдвигали идею создания классовой литературы, противопоставляя её «старой» буржуазной),
  • «Серапионовы братья»: Федин, Зощенко, Каверин,
  • «Перевал»: Малышкин, Пришвин, Катаев «Литературный центр конструктивистов»: Инбер, Сельвинский,
  • Произведения: Толстой А. (Хождение по мукам), Серафимович (Железный поток), Фадеев (Разгром), Булгаков (Белая гвардия, Мастер и М), Блок (Двенадцать), Шолохов (Судьба человека, Тихий дон).

1930-е

  • 1934 — единый союз писателей СССР,
  • Великий пролетарский писатель: Горький (На дне),
  • Репрессированы: Мандельштам, Бабель.

ВОВ:

  • Симонов (Живые и мертвые, Жди меня, Дни и ночи, Русские люди),
  • Твардовский (Василий Теркин),
  • Шолохов (Они сражались за Родину),
  • Берголльц (Ленинградский дневник),
  • Сурков(Землянка),
  • Исаковский (Катюша, Враги сожгли родную хату, В лесу прифронтовом),
  • Лебедев-Кумач (Священная война),
  • Фадеев (Молодая гвардия),
  • Алигер (Зоя),
  • Бек (Волоколамское шоссе).

1945-1953

  • 1946 — постановление ЦК ВКП (б) «О журналах Звезда и Ленинград»,
  • направленное против инакомыслие и осуждавшее идеологическую невыдержанность Зощенко,
  • Ахматовой («Реквием»),
  • Казакевича,
  • Германа.

1953-1964 «оттепель»:

  • Эренбург (Оттепель),
  • Солженицын (Одиндень Ивана Денисовича, Матренин двор),
  • Пастернак (Доктор Живаго),
  • Журналы: Юность, Молодая гвардия, Иностранная литература,
  • Поэты: Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский, Евтушенко, Окуджава, Симонов, Смеляков,
  • Либералы: журнал «Новый мир» (ред: Твардовский),
  • Консерваторы: журнал «Октябрь» (ред: Кочетов).

1964-1985 «застой»

  • 1973 «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына,
  • 1960-е — диссидендское движение,
  • появляется бесцензурная печать – «самиздат».

Наука в Древнем Китае

Наука в Китае была очень развита. Многие открытия были сделаны именно в Китае, где жили множество ученых.

Открытия в разных областях знаний:

  1. Математика. Во II веке до н. э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах». В этих книгах есть множество правил математики, которые изучают в школе по сей день (дроби, пропорции, теорема, сейчас известная как теорема Пифагора, и т. д. ).
  2. Астрономия. Благодаря знаниям в математике китайцы внесли весомый вклад в развитие астрономии. Было открыто около 118 созвездий, велись наблюдения за планетами и периодизацией их вращения вокруг солнца. Именно китайцы выяснили, что в году 365 дней и составили календарь, в котором было 12 месяцев.
  3. Медицина. Еще в IV-III до н. э. было открыто иглоукалывание, популярное в Китае и сегодня. Во II веке до н. э. были написаны книги по диетологии, лечебной гимнастике, пособие по прижиганию и сборники рецептов для лечения 52 болезней.

Одежда

Хотя влияние Запада достигло и одежды страны, традиционная одежда по-прежнему используется ежедневно. Событием, которое отметило стиль одежды в стране, стал приход к власти Коммунистической партии. На какое-то время новые правители запретили ношение традиционной одежды, считая ее буржуазной.

Вместо этого правительство продвигало так называемый «марксистский костюм», который уравнивал социальный класс и пол. Однако спустя годы этот запрет был отменен.

Среди специфических аспектов китайской одежды особое внимание уделяется цвету. Таким образом, желтый цвет был зарезервирован для императоров до династии Цин

С другой стороны, красный цвет приносит удачу, белый символизирует траур, а черный означает зло.

Культура и религия Древнего Китая

Цивилизация в Древнем Китае зародилась возле рек Хуанхэ и Янцзы давным-давно, около 5 тысяч лет назад, хотя достоверно подтверждено не менее 3,5 тысяч лет её существования. Важнейшей особенностью древнекитайской культуры является то, что она на протяжении тысячелетий развивалась в изоляции, стремясь ограничить контакты с другими цивилизациями. Она была очень замкнутой, вплоть до того, что чужеземцев попросту убивали, и даже торговля с другими государствами была крайне ограниченной, так как китайцы опасались проникновения чужой культуры на свою территорию и её возможного влияния. За тысячи лет китайская цивилизация прошла через череду масштабных войн, восстаний и завоеваний, но всё-таки сумела сохранить свою самобытность и уникальность.

Религия в Китае никогда не была централизованной

В отличие от европейских и восточных цивилизаций той эпохи, в Древнем Китае культура и религия были не столь тесно взаимосвязаны. Точнее, эта связь присутствовала, но не играла особенно весомой роли, так как китайцы были очень практичны. Свою роль сыграло и отсутствие централизованной религиозной власти вроде католической церкви в Европе или жречества в Древней Греции и Древнем Риме. В Китае получили распространение буддизм, конфуцианство и даосизм, и они широко распространены в этой стране и по сей день. Также имело место поклонение силам природы, что нашло своё отражение в китайском искусстве.

Полтавская битва Северной войны 1709 года. Самое главное кратко – причины, участники, итоги.
Крестовые походы. Причины, суть, участники, результаты. Таблица.

Наука

Древний Китай быстро стал одним из главных мировых центров науки и  философии. Высокому развитию науки в Китае способствовала её плотная связь с практикой. Научные трактаты носили прикладной характер и были руководствами для агрономов, моряков, чиновников, лекарей и т. д.

Основной упор делался на точные и естественные науки

Помимо практической необходимости, этому способствовали религиозные и философские воззрения китайцев, вдохновлявшихся природой и уделявших большое внимание числовой символике

В Китае была весьма высоко развита астрономия, сформировавшаяся на основе простых наблюдений за небесными светилами. Результаты наблюдений позволили создать календарь и разработать правила морской навигации. Китайские мыслители создали одну из первых геоцентрических систем в мире. Они полагали, что вселенная подобна яйцу, где желтком является земля, а скорлупой — небосвод. Китайские астрономы выделили 28 созвездий, а также ещё в I в. до н. э. начали изучать пятна на солнце.

Для изучения окружающего мира, строительства и навигации древнекитайским исследователям требовались некоторые устройства. Так были созданы компас, первый небесный глобус и первый сейсмограф.

Особенности конструирования старинных дворцов, акведуков и храмов свидетельствуют о высочайшем уровне инженерного дела в Китае. Местные строители были хорошо знакомы с основами физики, геометрии и алгебры. Также в Китае была хорошо развита металлургия. Здесь очень рано были получены железо и бронза. Кроме того, китайские мастера одними из первых в мире сумели получить чугун и сталь.

Также в Китае зародилась такая наука как почвоведение. Китайские агрономы ввели классификацию почв и определили оптимальные сроки основных агрокультурных мероприятий. Для того чтобы добиться наибольшей урожайности с древнейших времён в Китае создавались сложные ирригационные каналы и системы орошения.

Китайцы считались и одними из лучших врачей древнего мира. До наших дней дошло множество трактатов, описывающих различные болезни, способы их лечения, свойства некоторых трав и правила создания лекарств. Местные лекари часто рекомендовали больным соблюдение диеты, лечебную гимнастику и могли применять иглоукалывание. Наиболее талантливые врачи уже в III веке могли успешно проводить полостные операции.

Религия

Говоря о религии в Китае, необходимо отметить, что некоторые из верований ближе к культурным практикам, жизненным философиям или системам мышления, чем к религиям в их понимании на Западе.

Культ предков — один из общих факторов большинства этих практик. Этим китайцы считают, что они достигают благословения своих предков и, следовательно, их защиты.

Как и в других аспектах, в Китае существует большое религиозное разнообразие. Однако есть три из них, которые выделяются среди остальных: конфуцианство, даосизм и буддизм. Кроме того, существуют три неисключительные системы убеждений, поэтому каждому человеку свойственно комбинировать свои постулаты.

Японская пагода

Трудно представить традиционный японский пейзаж без горы Фудзи, сакуры и японских пагод. Пагода – это сооружение с религиозной принадлежностью, имеющее вид башни в несколько ярусов или этажей, каждый из которых покрыт собственной кровлей. Такой тип религиозного святилища существует не только в Японии, но и по всей Азии – Корее, Китае, Индии, Вьетнаме и тд. Некоторые источники утверждают, что первые пагоды появились в Непале, некоторые, что в Индии и уже оттуда распространились в другие страны вместе с буддийской религией. Однако в каждой стране, пагоды переняли особенности архитектуры на данной местности, и приобрели свой особый колорит.

Японские пагоды, конечно же, тоже отличаются от святилищ других стран. Например, по сравнению с пагодами Непала, у японских, появляется изогнутая линия ската крыши, но не так сильно, как например, у пагоды китайской. Так же, в Японии чаще всего встречаются пагоды с четырехскатными крышами, когда в других странах все чаще шести- и восьмискатные. Японские пагоды более выдержанны и минималистичны, чем пагоды индийские и чаще всего имеют больше ярусов чем пагоды корейские.

Японские пагоды стремятся к простоте, открытому пространству и выполнены из прямоугольных элементов. Вообще вся традиционная японская архитектура несёт главный посыл единения с природой, простоты и минимализма. Возможно, именно поэтому японские пагоды так живописно сливаются с природой. При строительстве пагоды использовались разные сорта дерева для внешних и внутренних конструкций, например дуб и кипарис. Таким образом, гибкая внешняя конструкция поглощает порывы сильного ветра и вибрацию от землетрясений, а жесткая сердцевина придает зданию устойчивость.

Несмотря на то, что Япония с древних времен обладала высокой техникой каменного строительства, на протяжении многих столетий японцы предпочитали использовать для строительства именно дерево.

Японская пагода возводится на квадратном основании – кидан (基壇 きだん – фундамент, основание), оно возвышается над землей и несет функцию крепления центральной несущей колонны «симбасира» (信柱 しんばしら). Основная опорно-балочная конструкция называется тосин и включает в себя три (напр. трехъярусная пагода храма Анракудзи, префектура Нагано) или пять ярусов, каждый из которых имеет собственную крышу. Чаще всего, в японской архитектуре пагоды имеют именно пять ярусов. Всё потому что пагода целиком символизирует переход от земли к небу и каждый этаж олицетворяет свою часть мира. Первый этаж – это земля, второй – вода, третий – солнце, четвертый – ветер и воздух и пятый – небо. Но сколько бы ни было у пагоды этажей, только на нижнем могут находиться люди, в пагодах просто-напросто нет лестниц, а второй этаж и выше не имеют пола.

Первый этаж больше и шире остальных, все последующие идут на сужение, образуя крайне устойчивую форму утоньшающейся к верху башни. Также нижний этаж окружён обходной галереей, потому что внутрь пагоды вход разрешён только священникам. Внутри расположен алтарь с религиозными святилищами или драгоценностями, например статуя Будды.

Венчает пагоду шпиль сорин (相輪 そうりん) со священными декоративными кольцами.

Интересные факты

Парочка фактов напоследок. В Поднебесной считается, что злые духи могут передвигаться только по прямой, поэтому все улочки и дорожки в садах обязательно делали извилистыми. Во всем мире цвет траура – черный, а в Поднебесной – белый, кстати, так же как в Индии. Так что поостерегитесь брать в отпуск белые вещи.

Китай дает в аренду панд всем странам мира, но принадлежат они все равно Поднебесной. Тут они похожи на австралийских кенгуру, но тех уже давно вообще не вывозят с континента.

Китайская стена имеет длину почти 9 тысяч километров, а со всеми ответвлениями 21 тысяча километров. Задумайтесь, между Питером и Москвой всего 700 километров. Строили ее с 3 века до нашей эры и до 1600-х годов нашей.

История и Культура

В Поднебесной распространен культ семьи, он даже закреплен законодательно. Дети обязаны заботиться о родителях и более дальних родственниках, им предоставляют для этого дополнительные отпуска и выходные. В каждой семье есть семейное святилище для почитания духов предков.

Популярные статьи  Китайские тампоны: инструкция и отзывы покупателей

В Китае свой интернет. Многие сайты тут запрещены, а часть проходит строгую цензуру. Например, Пикабу тут не слишком законный, хотя многие его используют. Смешно, но зацензурено даже слово «цензура», так что вы там аккуратнее.

Социальный рейтинг – и миф и реальность Китая. Это скорее кредитная история, которая есть и у всех нас. А вот «черный» и «белый» списки существуют, но попасть туда могут по решению суда, то есть в случае нарушения законов или совершения «подвига» соответственно.

Я готова писать факты еще и еще, но вы уже устали читать, я знаю. Придется закругляться. Пишите, что еще интересного вы знаете про Китай и были ли там когда-нибудь?

С вами была Алла, востоковед-любитель, зависающий в разделе Китая и Японии в библиотеках.

Изобразительное искусство

Искусство Древнего Китая стало формироваться во II тысячелетии до н. э. Несмотря на тяжелые времена в истории этой страны оно продолжало жить и развиваться. Сегодня до нас дошло много предметов искусства, которые считаются мировым наследием.

Архитектура и живопись

Архитектура Китая отличается сложностью построек. Уже в I тысячелетии до н. э. в Китае строились двух- и трехэтажные дома. На крыши клали черепицу. Также на все здания крепилась дощечка среднего размера с пожеланиями здоровья, процветания и достатка. Особенность крыш — загнутые вверх углы, считалось, что по таким крышам злые духи не могут попасть внутрь дома.

Китай — очень духовная страна, здесь строилось много храмов, монастырей, пагод. Особо известны храмы и монастыри, вырубленные в скалах. Одна из самых известных пагод — семиэтажная пагода Диких гусей высотой 60 метров. Пагода сохранилась до наших дней и является достопримечательностью страны.

Особым достижением в архитектуре Китая считается строительство Великой Китайской стены. Строить ее начали еще в III веке до н. э. из глины и ивовых прутьев, затем она была облицована камнем. Стена «росла» много лет. Изначально ее длина достигала 750 км, а позже ее протяжность достигла 4000 км.

Художественная культура Китая пропитана преклонением природе и гармонии Вселенной. Самые известные жанры живописи — «цветы-птицы», «люди», «горы-воды», которые и на сегодняшний день сохранили свою актуальность.

Направления в скульптуре

Скульптуры Китая изображают могущественных императоров и знатных людей. Эти скульптуры ставили перед могилами, как памятники усопшим. Позже это направление стало развиваться и получило большую популярность. Каменные статуи начали изготавливать согласно чину умершего человека.

Наиболее известные скульптуры Древнего Китая — это терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди. Это более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей. Статуи выполнены настолько натуралистично, что даже лица у каждого из воинов индивидуальны.

Скульптура из камня в гробнице генерала Хо Цюйбина является шедевром искусства раннего периода. Генерал был захоронен в погребальном комплексе императора У-ди, рядом с императорским курганом. В его гробнице установлено 9 статуй, которые изображали военные подвиги.

На могиле императора Тай-цзуна изображены 6 боевых коней в разных позициях.

Позже широкую известность получило другое направление в творчестве. Стены гробниц и храмов украшались скульптурным рисунком. На таких рисунках изображали императоров, военных, сановников и добродетельных женщин.

Еще одним направлением в скульптуре являются каменные пещеры. В древности такие пещеры искусственно выдалбливались в скале и украшались различными надписями и рисунками на стенах, статуями, колоннами. В Китае таких пещер около 120 и самые известные из них — Юньганские, Лунмыньские и Дунхуаньские.

Театр, танцы и музыка

Театральное искусство берет свое начало в VI веке н. э. Представления включают в себя оперные составляющие, то есть актеры поют и танцуют.

Особое место занимали костюмы актеров, они очень громоздкие и красивые. Декорации не имеют такого большого значения и обычно неброские.

Игра актеров включает в себя как вербальные способы (словами) передачи информации, так и с помощью жестов, пантомимы.

Танцы в Древнем Китае развивались с очень давних времен (XXI век до н. э.). Уже тогда были школы танцев — Да Сы Юэ, Тай Юэ Шу, Юэ-Фу. Самая первая школа была открыта для выступления перед императором на праздниках.

На развитие музыки оказывали влияние философия и религия. Музыку сочиняют при помощи звуков, которые с названиями «дворец», «беседа», «рог», «собрания», «крылья». Эти звуки соответствовали природным явлениям и цветам: огонь — белый, вода — черный, земля — красный, воздух — синий, дерево — желтый. Также эти звуки определялись социальным статусом: правитель, чиновник, народ, деяние, вещь.

В Древнем Китае использовались музыкальные инструменты:

  • звенящие;
  • струнные;
  • духовые;
  • ударные.

Философия Древнего Китая.

Вот чем известна во всем мире знаменитая Китайская империя, так это, прежде всего, своей глубинной философией. Ведь философы Китая и их высказывания значат для всего современного Востока ровно столько, сколько философии Древней Греции для всего европейского и западного народа.

1.Предисловие к появлению китайской философии (до VI века до н. э.).

Это период знаменит несколькими открытиями в области философии:
  • — Древнекитайский философ Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ);
  • — великий глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей»;
  • — сановник царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением гармонии сил инь и янь.
  • — Также многие китайские философы того времени начинают поддерживать идею главенства природы, и они приходят к тому, что начинают связывать все человеческие морали и закономерности естественных процессов в первую очередь с движением звезд.

2. Древняя китайская философия (VI—II вв. до н. э.).

  • — Даосизм;
  • — Конфуцианство;
  • — Моизм;
  • — Школа законников;
  • — Школа имен;
  • — Школа Инь – Янь.

3. Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.).

На денный период времени многие школы уходят за занавес, и господствовать в Древнем Китае остаются лишь: конфуцианство, легизм и даосизм. Кроме этого средневековый период китайской философии знаменит тем, что именно в эти века на территорию Китая проникает буддизм.

Именно с этого периода времени на территории Древнего Китая не остается более ни одного философского течения, которое имело столько почитателей, как конфуцианство. В итоге, все пришло к тому, что их разряда школы философии это течение переросло не меньше, чем в религию, и ему стали поклоняться тысячи людей. Причем стоит отметить тот факт, что не все монархи, правящие в то время поддерживали идеи конфуцианства, и несколько особо рьяных философов даже было казнено.

Мифология и духовность в культуре Китая

Мифология и духовность всегда были наиболее значимыми элементами в жизни китайцев. Поэтому можно сказать, что религия имела наиболее глубокое влияние на традиции, обычаи и культуру китайского народа. Основными же религиозными течениями в являются даосизм, конфуцианство и моизм, появившиеся в культуре Китая примерно за 500 лет до н. э. и являются её неотъемлемой частью.

Даосизм, как элемент культуры, основан на представлении особого пути для каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к тому, что Природа, Вселенная и Человек едины, и все процессы, происходящие в природе, происходят без вмешательства человека. Второе философское учение в Китая – конфуцианство – можно упрощенно интерпретировать, как сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях. Сутью моизма является всеобщая любовь ко всему – к растениям, к животным, к людям. Кстати, все эти религиозные течения получили практически одинаковое распространение в культуре Китая.

Вневременные традиции и история культуры Китая

Китай имеет исключительно богатую культуру, насчитывающую тысячи лет. Как одна из старейших стран мира, Китай известен одним из самых высоких уровней населения и туризма. С глобальной точки зрения люди стали ценить Китай как страну, известную своими вечными традициями, относясь к нему с любовью.

Популярные статьи  Китайские шарики — обзор препарата для потенции

Дракон — настолько важный символ в Китае, что заслуживает нескольких замечаний. Дракон использовался другими культурами с разными значениями. Христианство дракон связывало со змеей грехопадения, поэтому Книга Откровений назвала его Зверем со значением зла и врагом человека и Бога.

Святой Георгий изображен побеждающим дракона. Однако в китайской культуре дракон больше относится к космическим силам без коннотации зла

Дракон в первой гексаграмме Книги Перемен, названной «Творчество», представляет глубокого человека, выходящего из своего скрытого положения и начинающего действовать открыто и осторожно. Развивая свои действия, он должен быть осторожен, чтобы не впасть в высокомерие при достижении высокого положения

Один из немецких философов, Ричард Вильгельм, прокомментировал: «Дракон в Китае является символом электрически заряженной, динамичной, возбуждающей силы, проявляющейся в грозе. Зимой эта энергия уходит в землю; с началом лета она снова становится активной… в результате творческие силы на земле снова начинают шевелиться».

Китайская мифология: драконы древнего Китая

Древнекитайское образование также имеет долгую историю, особенно с имперским экзаменом.

Император У (156-87 гг. До н. Э.)) династии Хань создал первый университет из 50 студентов, число которых достигло 30 000 позже Хань. Учебная программа во многом опиралась на классику конфуцианства. Хотя это был период буддизма и расцвета поэзии, династия Тан (581-907) установила систему имперских экзаменов (605 год). Эта система должна была оставаться на протяжении всей истории с изменениями в различные последующие периоды. Экзамен по выбору будущих лидеров страны включал две основные части: одну по классическим произведениям конфуцианства, а другую — эссе на политические темы, а также по поэзии. Кандидаты также оценивались по внешнему виду, навыкам речи и каллиграфии. Экзамен был открыт для всех мужчин, в отличие от предыдущих династий, хотя аристократы добились большего успеха.

Торговли и ремеслам обычно обучал сифу. Женщина-историк Бань Чжао написала «Уроки для женщин в династии Хань», обрисовав четыре добродетели, которым женщины должны подчиняться. Китайский брак и даосские сексуальные практики — это некоторые из обычаев и ритуалов, существующих в обществе.

Виды культуры

Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.

Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.

По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.

По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.

Массовая культура

Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).

Элитарная культура

Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.

Народная культура

Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).

Материальная культура

Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.

Духовная культура

Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.

Мировая культура

Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую куль­туры.

Национальная (этническая) культура

Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.

Субкультура

Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).

Контркультура

Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).

Китайская философия

Культура древнего Китая базируется на следующих основных постулатах:

Культ предков. Он основывается на признании влияния умерших прародителей на дальнейшую судьбу и жизнь их потомков. В обязанности покинувших мир входит забота о живущих ныне.
Взаимодействие противоположных начал – система инь (женского) и ян (мужского). Они зародились в глубокой древности, когда в мире был только хаос. Первый дух стал нести ответственность за землю, второй – небо. Мифы о происхождении Вселенной наполнены первичной натурфилософией.
Холизм

Мир в общем и каждый индивид в нем рассматриваются с точки зрения «единой целостности», более важной, чем остальные составляющие. Единство человека и всего мира считается гармоничным, не противостоящим друг другу.
Интуитивность

Философское учение предпочитает использовать методы познания. Понятие «единства» и «целостности» невозможно отразить словами или проанализировать стандартными понятиями. Человек должен полагаться только на прозрение с подсказками интуиции.
Символизм. Ведущая роль отдана нравственному сознанию. Эстетические ощущения сочетаются с волей к практическому выполнению принятых в обществе моральных норм.
Коллективизм. Общественное обладает приоритетом над личным.
Традиционализм. Народ во всем полностью опирается на традиции и обычаи.

Инь и ян
Важно! В стране широко распространены конформизм или страх перед внезапными переменами, и иерархичность. Структура общества с делением на высшие и низшие ступени признается нерушимой.

Архитектура

Строительство в Поднебесной началось с зарождения и формирования всей цивилизации. Еще при древней династии императоров Тан китайцы настолько преуспели в своем мастерстве, что ближайшие соседи — Япония, Вьетнам и Корея — стали заимствовать их технологии.

Только в двадцатом веке в Китае начали активно пользоваться идеями европейской архитектуры, дабы максимально задействовать все свободное место в маленьких городах. Традиционно же высота домов в государстве не превышала трех этажей. Такие постройки можно найти во многих деревнях современной КНР.

Рассматривая особенности культуры Китая, нельзя не упомянуть о символизме. Он присутствует даже в архитектуре. Так, здание обязательно должно быть симметричным с двух сторон. Такая постройка символизирует баланс во всем, а также жизненное равновесие. Дома по традиции получаются широкими, а внутри разбиваются дворы. Также там могут быть крытые галереи, которые должны спасать от летнего зноя.

Китайцы не любят строить в высоту, а предпочитают расширять свои жилища. Даже внутри помещения действуют свои законы архитектуры. Важные комнаты обычно располагают в центре, а от них в стороны расходятся второстепенные. Подальше от дверей проживают старые люди, ближе – дети и прислуга.

История и Культура

Оцените статью
Роман Павлов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

История и Культура
Курорты Китая