Памятники искусства Древнего Китая, сохранившиеся до наших дней

«Запретный город»

Логическая ясность и символизм явно ощущается в планировке абсолютно всех городских ансамблей и в самой архитектуре городов. Наглядным примером, подтверждающим данное утверждение, может послужить Пекин – столица государства, которой удалось сохранить памятники архитектуры Китая. Старая часть столицы имеет название «Внутренний город», она отделена воротами и стеной от так называемого «Внешнего города». В самом центре «Внутреннего города» находится основной архитектурный ансамбль, растянувшийся на несколько километров, — «Императорский город», который словно замкнут кольцом нескольких стен и массивными воротами. Внутри него располагается «Запретный город» — в настоящее время музей. Это и есть величественный Императорский дворец. Все это благолепие — настоящий город в городе: с разноцветными крышами домов, тенистыми двориками и садами, беседками и коридорами, бесконечными переходами с бесчисленными боковыми ответвлениями. В его таинственной глубине скрывались покои жен императора, увеселительные сооружения, обширная театральная сцена и множество других построек.

Зодчество эпохи Мин и Цин

Практика дополнения пути духов к мавзолею императора каменными статуями продолжилась и во времена династий Мин и Цин. Этот художественное средство демонстрации положения и авторитета верховного правителя при жизни. Несмотря на качество используемого материала и монументальность, запечатлённые сюжеты были стереотипными и безжизненными.

Со временем внутренняя скульптура в усыпальницах стала роскошью, доступной только для императорских гробниц. Терракотовые фигурки были найдены только в захоронениях аристократов и высокопоставленных министров. Даже в них художественная реализация было не слишком впечатляющей, и ее вскоре смогли затмить мастера северных династий Суй и Тан.

Постепенное исчезновение традиции дополнения мест погребения терракотовыми фигурками произошло по большей части из-за изменения в самих погребальных обрядах. Ближе к концу династии Хань, в период ее упадка, умерших хоронили не так помпезно. Некогда популярная практика использования красивых нефритовых статуй императоров закончилась, погребальные предметы роскоши исчезли полностью. Изысканно сделанные фигурки, часто украшавшие гробницы правителей, вышли из моды.

Особенности традиционной китайской архитектуры

Памятники искусства Древнего Китая, сохранившиеся до наших дней

В числе главных таких особенностей китайского зодчества как можно более чётко выверенная ориентация зданий и архитектурных комплексов по сторонам света, по осям север-юг, запад-восток и расположение комнат и их меблировка по знаменитым правилам фэн-шуй.

Причём главными всегда считались постройки на северной стороне, а второстепенными – все остальные.

Так, в северном здании традиционного китайского сыхэюаня, представлявшего собой единый «жилищный комплекс», состоящий из четырёх жилых построек главными фасадами вовнутрь, образующих внутренний двор, всегда располагались покои главы семьи или хозяина дома, точнее, двора – там всегда было больше света.

Кстати, по воображаемой оси север-юг в Китае ориентированы и культовые сооружения – храмы и монастыри.

Ещё одна особенность традиционной китайской архитектуры заключается в особом акценте на симметрии – этот акцент легко прослеживается, например, в конструкциях дворцов, храмовых сооружений и, конечно, памятниках китайского садово-паркового искусства.

Немалую роль в Китае издревле играли, как играют до настоящего времени, и (простите за тавтологию!) малые архитектурные формы, украшающие входы в богатые китайские дома – небольших размеров скульптуры животных, в том числе мифических, самого разного предназначений и «функционала» – вплоть до отпугивания злых духов.

Такой с позволения сказать туземный бестиарий объясняется самым настоящим культом животных в китайском народном фольклоре, каждому из которых отводится некое символическое значение и своё особое место.

Кстати, абсолютно ту же роль, отпугивание всевозможных злых духов, играют и традиционно изогнутые края китайских крыш.

Современная архитектура Китая

Любое культурное наследие можно разделить на несколько периодов. С 1949 года начинается современная история такой страны, как Китай. Архитектура этого времени терпит существенные изменения. Основа всех перемен заключается в дуновении европейских традиций.

Многие здания вроде театров, административных и торговых центров, гостиниц и ресторанов строились в западном стиле. Но китайская архитектура все-таки оставалась доминирующей. Данному времени соответствует появление небоскребов. Так Поднебесная решала вопрос о размещении своего многочисленного населения. Но даже в современных строениях время от времени прослеживаются национальные традиции, и многие из них сегодня принимают за настоящие шедевры архитектуры.

Таким образом, в этот период наблюдалось смешение стилей. Крупные города перенимали европейские новшества, тогда как небольшие поселения и деревеньки оставались приверженцами своих исконных культурных традиций строительства.

Памятники искусства Древнего Китая, сохранившиеся до наших дней

Какие памятники Китая мы рассмотрим

  1. Великая китайская стена.
  2. Дворец Потала.
  3. Запретный город.
  4. Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди.
  5. Гавань Виктория — Гонконг.

Великая китайская стена

Первый и самый известный из всех одно из восьми чудес света Великая китайская стена, которая простирается на расстояние более 8500 километров. Строилась она на протяжении нескольких веков начиная с 4 в. до н. э. Известная часть стены была построена в позднем Средневековье при династии Мин. Стены были сложены в сочетании кирпича и камня, скреплённых раствором. Основная цель их постройки заключалась в защите от набегов, живших западнее и севернее монгольских племён.

Дворец Потала

Следующий памятник особо неизвестен. Это центр буддийского мира храмовый комплекс, дворец Потала в г. Лхаса на Тибете. Он был возведён в 7 веке в честь бракосочетания тибетского правителя Сронцзангамбо и племянницы танского императора Вэнь Чэн. Эта группа строений после стала резиденцией Далай-Ламы. Он в данный момент вынужден жить в Индии из-за разногласий с правительством Китая. Это ещё один из самых высокогорных дворцов в мире, он расположен на горе высотой в 3700 м. с возвышение отдельных строений на 170 м. Из-за такого размещения здесь особо выделяются живописные виды гор Гималаев. С 1989 по 1994 г. в дворцовом комплексе прошли реставрационные работы стоимостью в 6,5 млн. долларов, а 2002 по 2006 гг. прошла вторая реставрация за 40 млн. долларов. Памятник находится в списке наследия ЮНЕСКО.

Популярные статьи  Время в Китае

Запретный город

В старину китайский император имел собственную резиденцию, которая носила название закрытого или запретного города. Он был построен в 15 в. вторым представителем династии Мин Чжу Ди. По его проекту столица Китая снова была перенесена из Нанкина в Пекин. Использовался он в основном в церемониальных целях, то есть тут проводились официальные встречи, пиры и прочие светские мероприятия. Сейчас он занимает 79 га. от всей площади центра города. Перед ним находятся не менее знакомые площадь Тяньаньмэнь и мавзолей Мао Дзедуна. Комплекс находится в списке Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.

Терракотовая армия

Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди, расположенная в полутора километрах от его гробницы. Именно он является по легендам первым императором, объединившим Китай. Статуи его армии запечатлели рядовых воинов, конницу и боевые колесницы. Уникально изображение людей, все они отличаются лицом, внешним видом, а также дают богатую информацию о вооружении и снаряжении солдат той эпохи. Эта армия явилась миру совершенно случайно в 1974 г., когда на этом месте одному местному крестьянину не вздумалось копать колодец. В результате были найдены первые фигуры. Сейчас там организовано музейное помещение, которое доступно для каждого туриста.

Гавань Виктория — Гонконг

Гонконг является финансовой и деловой столицей Китая. На его берегу разместился крупнейший в мире порт, а он, в свою очередь, находится в гавани под названием Виктория. Гавань знаменита своим световым шоу, которое проходит ежедневно в восемь часов вечера. Оно получило название «Симфония огней». В ней участвуют сорок подсвеченных небоскрёбов и зданий бухты. Такое представление проходит уже с 2004 г. и является традиционным.

Вот такие памятники Китая я представил для вашего взора надеюсь моя подборка вам понравилась.

Особенности китайского жилого дома

К сожалению, в Китае, в отличие от древних и средневековых цивилизаций ближнего Востока, практически не сохранились памятники далекого прошлого. Дело в том, что древние китайцы выстраивали свои дома из глиняных кирпичей и дерева. Как известно, эти материалы весьма быстро уничтожаются временем. Именно поэтому памятников древней и ранней архитектуры до нашего времени дошло крайне мало. Поселения и города, состоявшие преимущественно из легких деревянных построек, разрушались и сгорали, каждый новый правитель, пришедший к власти, уничтожал старые дворцы и на их месте возводил новые. Сейчас достаточно тяжело воссоздать и систематизировать последовательную картину поэтапного развития архитектуры Китая до танской эпохи.

От периода правления Хань и от феодальной эпохи до современников не дошло никаких сооружений, за исключением некоторых, которые были скрыты под могильными курганами или гробницами. Великая стена, возведенная всем известным Цинь Ши Хуан-ди, настолько часто реставрировалась и ремонтировалась, что ее самый верхний слой был выложен гораздо позже. Там, где вальяжно располагались танские дворцы Чанъани и Лояна, остались только аморфные холмы. Самые первые буддийские сооружения — монастыри Баймасы в Лояне и Даяньсы (недалеко от Чанъани) — хотя и находятся в данный момент там, где расположились изначально, довольно часто перестраивались.

Памятники искусства Древнего Китая, сохранившиеся до наших дней

Глиняные образцы и барельефы доказывают, что, за некоторыми незначительными исключениями, архитектура древнего Китая по планировке и стилю похожа на современную. Все те же орнаменты и барельефы дают ученым-архитекторам некоторое представление о ханьских постройках и домах, а вот о шикарном великолепии императорских дворцов все любопытствующие могут узнать лишь из письменных источников. Совсем недавно обнаружено место, на котором располагался дворец Цинь Ши Хуан-ди в Сяньяне (Шэньси), но археологические раскопки еще не начинались.

Популярные архитектурные памятники Китая

Исторические архитектурные памятники Поднебесной, которым уже не одна сотня лет, являются самой привлекательной составляющей любых туристических маршрутов по стране. Красочными удивительными зданиями переполнен Пекин, несмотря на то, что в основном это современный и многолюдный мегаполис. Экскурсии отличаются наполнением и содержательностью для тех, кто по-настоящему ценит этапы развития в архитектуре.

Памятники искусства Древнего Китая, сохранившиеся до наших дней

Одно из самых «важных» мест – Мечеть Ниуцзие. Датой ее сооружения назван 996 год. Она отличается и тем, что объединила в себе два стиля. Первый – китайский: деревянное строение, с изогнутой крышей, увенчанное небольшой башенкой, и характерный фасад – красно-зеленый, с резными узорами. Второй стиль – исламский, он проявляется в орнаментах, которыми украшено помещение изнутри. Здесь есть и молельный зал, куда ежедневно стекаются несколько тысяч мусульман, проживающих в Пекине.

В списке «архитектурные памятники Китая» также и комплекс «Павильон Пяти Драконов», который некогда был сооружен для императора и его семьи. Находится он в живописном месте, прямо на берегу Тайе, это небольшое местное озеро, вполне подходящее для рыбной ловли. Павильон состоит из нескольких больших беседок, с характерными изогнутыми крышами в два и три яруса, с украшенными резными карнизами. Сами же беседки соединяются маленькими мостами. Свое фото на фоне прекрасного ландшафта и великолепного векового сооружения обязательно делает каждый, кто хоть раз в эти края приехал.

На северной стороне города туристов встречает Юнхэгун, это ламаистский монастырь. Сочетает в себе храм два основных стиля — тибетский и монгольский, плюс – немного китайского. Цвет сооружения – красный, черепица – желтая, все обильно украшено резьбой и росписью. Здесь же есть павильон, который носит название «Десять тысяч удач», и в нем находится статуя Майтрейи. Эта китайская святыня известна далеко за пределами монастыря, она возвышается на двадцать шесть метров, материалом для ее изготовления послужило белое сандаловое дерево. Сейчас при храме работает школа, в которой дети изучают тибетский буддизм.

Храмы

Храмовая архитектура Древнего Китая представлена большими комплексами:

  • Величавый Тяньтань («Храм неба») был возведен во «Внешнем городе» в 1420–1530 годах. Он представляет собой ряд зданий, выстроенных друг за другом и тесно окруженных кольцом зелени. Ритм ансамблю задают ступенчатый алтарь из белого мрамора и два величественных храма.
  • Циняньдянь («Храм молитвы за богатый урожай») поражает своими размерами, это самое высокое здание, которое увенчано трёхъярусной густо-синей конусообразной крышей.
  • Погребальный комплекс минских императоров Шисаньлин («13 гробниц») удивляет своим пространственным размахом. Сооружение включает в себя, помимо могильного кургана с прилагающимся подземным дворцом, храмы, арки, башни, которые живописно включаются в окружающий пейзаж.
Популярные статьи  Достопримечательности Санья — что посмотреть в 2022?

Особенности культуры Древнего Китая

Важнейшей характерной чертой культуры Древнего Китая была её прагматичность. Она была направлена в основном на успех в земных делах, а не в некоей загробной жизни. Другой её особенностью было отсутствие принадлежности к ирригационному типу, в отличие от цивилизаций Древнего Востока, Древней Индии и Древнего Египта. Древнекитайская культура относится к классическому типу, и она представляла собой типичную восточную деспотию с неограниченной властью верховного правителя, который также выполнял обязанности главного жреца и владел всей землёй в стране.

Некоторые особенности культуры Древнего Китая

Ещё одной особенностью древнекитайской культуры были трациционализм и ритуализм – вся жизнь населения была подчинена сложной системе ритуалов, имевших мировоззренческое значение. Светские ритуалы между людьми, стоявшими на разных ступенях социальной лестницы, были переплетены с религиозными, отвечавшими за отношения живых к умершим, что оказало огромное влияние на развитие культа предков. Другая характерная черта цивилизации Древнего Китая – китаецентризм. Ничего за пределами Китая людей попросту не интересовало, контактов с другими народами не предпринималось, хотя Китай и был неоднократно завоёван. И, конечно, вышеупомянутое обожествление и поэтизация природы – центральным божеством выступало небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен. Также к особенностям этой культуры можно отнести эвгемеризацию, то есть склонность рассматривать мифологических персонажей в качестве реальных исторических деятелей глубокой древности.

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Памятники искусства Древнего Китая, сохранившиеся до наших дней

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Видно ли стену из космоса

Большинство исследователей сходятся во мнении, что ни с орбиты Земли, ни с Луны, гигантскую по длине постройку не видно.

Вид с земной орбиты

Некоторые астронавты сообщали, что видели Китайскую стену из космоса. В качестве доказательств предъявлялись фотографии, на которых была видна извилистая линия. Однако впоследствии было доказано, что на фото запечатлена одна из рек.

Китайско-американский астронавт, Лерой Чиао, сфотографировал строение с борта МКС. Фотографию сопровождает комментарий: «Стену можно увидеть при идеальных погодных условиях, знаниях о ее расположении и наличии хорошей фотокамеры».

Памятники искусства Древнего Китая, сохранившиеся до наших дней

Вид с Луны

Увидеть архитектурное чудо со спутника нашей планеты тем более невозможно. Человеческое зрение позволяет рассмотреть со спутника на земной поверхности только контрастный к фону объект, ширина которого составляет больше десяти километров.

Новейшая архитектура Поднебесной

Как известно, развитие культурных сфер жизнедеятельности человека будет напрямую зависеть от того, насколько развита экономика страны. И никто не станет спорить, что многие мировые шедевры архитектуры принадлежат именно Китаю. Это обусловлено тем, что он представляет собой государство, которое имеет стабильное экономическое положение, причем уже не первое столетие. В древности и Средневековье именно Поднебесная считалась одним из наиболее развитых регионов.

Столь стабильное экономическое положение не могло не отразиться на том, какую культуру обрел Китай. Архитектура современности значительно отличается от старой. Дело в том, что домишки с изогнутыми крышами, легкие на вид и изящные, стали непозволительной роскошью в многонаселенной стране. Появились небоскребы, высокие торговые центры и другие строения, не имеющие ничего схожего с традиционными постройками.

Популярные статьи  Парк Олень повернул голову Санья, Хайнань

В качестве примера можно рассмотреть комплекс офисов, расположившийся в Гонконге. Высота зданий составляет почти полкилометра. Здесь же был возведен и торговый комплекс. Все строения современного Китая растут ввысь. Конечно, это вынужденное решение. Но нельзя не отметить уникальность, которая присуща всем новейшим проектам. Каждый из них обладает своей отличительной чертой, и найти аналогов невозможно ни в одной из других стран планеты.

Памятники искусства Древнего Китая, сохранившиеся до наших дней

Развитие культуры Древнего Китая

Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э. Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности.

Поскольку китайская цивилизация существовала в полной изоляции вплоть до середины I тыс. до н. э., ее культура приобрела ряд уникальных черт, которые впоследствии только укрепили свои позиции.

К особенностям культуры Древнего Китая следует отнести:

  • Прагматизм. Наибольшее значение имеют ценности реальной земной жизни.
  • Большая приверженность традициям.
  • Обожествление и поэтизация природы. Центральным божеством выступало Небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен.

Рис. 1. Природа в искусстве Древнего Китая.

Поклонение силам природы нашло свое отражение в искусстве Древнего Китая. Так в стране возникло и нашло широкое распространение пейзажное направление в живописи, архитектуре, литературе. Только для китайской культуры характерно столь глубокое эстетическое проникновение в мир природы.

Стили эпох [ править ]

Династия Хань

Примеры башенной архитектуры эпохи династии Хань, предшествовавшей влиянию буддизма, и полноценная китайская пагода можно увидеть на четырех фотографиях ниже. Майкл Лоу пишет, что в период династии Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.) многоэтажные башни возводились в религиозных целях, в качестве астрономических обсерваторий , сторожевых башен или декоративных зданий, которые, как считалось, привлекали благосклонность духов, божеств, и бессмертные .

  • Древняя китайская модель двух жилых башен, сделанная из глины во времена династии Хань , 2 век до н.э. — 2 век нашей эры, раскопанная археологами в 1993 году.

  • Боковой вид на модель башни из керамики Хань с балконом на среднем этаже и сторожкой во внутреннем дворе, окруженной меньшими башнями; в dougong опорные кронштейны четко видны.

  • Западно-ханьская модель сторожевой башни с человеческими фигурами на балконах (включая арбалетчиков), сторожки и внутреннего двора на первом этаже.

  • Среди большого набора архитектурных моделей три сторожевые башни династии Восточная Хань стоят в задней части этой экспозиции.

Суй и Тан

Пагоды, построенные во времена династий Суй и Тан, обычно имели квадратное основание, за некоторыми исключениями, такими как пагода Дацинь:

  • Пагода Четырех ворот , построенная в 611 году.

  • Daqin пагода , построенная в 640.

  • Малая пагода диких гусей , построенный в 709 году .

  • Пагода храма Баогуанг , построенная между 862 и 888 годами.

Три пагоды , 9 и 10 веков.

Сун, Ляо, Цзинь, Юань

Пагоды пяти династий, Северной и Южной Династий Сун, Ляо, Цзинь и Юань включили в себя множество новых стилей с большим акцентом на шестиугольные и восьмиугольные основания пагод:

  • Huqiu башня , построенная в 961 году .

  • Пагода Лунхуа , построенная в 977 году.

  • Пагода храма Фогонг , построенная в 1056 году.

  • Liaodi пагода , построенная в 1055
    году

  • Пагода Пижи , построенная в 1063 году.

  • Пагода Хаотян , построенная в 1103 году.

  • Пагода храма Тяньнин в Пекине , 1120 год.

  • , построенная в 1189 году .

  • Пагода Уин , построенная в 1270 году.

  • Пагода храма Байлин , построенная к 1330 году.

  • , Шанхай, построенная в 1884 году.

Мин и Цин

Пагоды в династиях Мин и Цин в основном унаследовали стили предыдущих эпох, хотя были некоторые незначительные вариации:

  • Храм Чжэньцзюэ , построенный в 1473 году.

  • Пагода храма Цышоу , построенный в 1576 году.

  • Шарира Ступа Tayuan Храм , построенный в 1582 году

  • Сяншань пагода , построенная в 1780 году.

Архитектура

Еще с древних времен китайцев сильно волновал вопрос защищенности их жилищ, поэтому мы можем встретить большое количество массивных стен и башен, защищающих китайские города от набегов кочевых народов. Одной из такой стен стала знаменитая Великая Китайская Стена.

Одними из древнейших памятников архитектуры стали так же скальные монастыри, появившиеся в Китае вместе с проникновением буддизма и состоящие из больших гротов, расположенных в скалах.

В эпоху династии Хань появляются так же огромные погребальные комплексы, а так же прекрасные дворцы. Многие памятники архитектуры этого периода так же имеют общие черты и особенности, ставшие их визитной карточной по всему миру, в их числе — приподнятые углы крыши.

Заключение

Изучение Китая началось сравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Однако долгое время истинное лицо великой китайской культуры, вызывающей чувство глубочайшего уважения, оставалось нераскрытым

В настоящее время гигант, сбросивший с себя оковы многовекового рабства и достигший за короткое время таких значительных успехов во многих областях, привлёк к себе внимание. Величественная история Китая, всепобеждающая сила его древней и самобытной культуры являются как бы ключом к его современности

Огромный, прекрасный и ещё малоизвестный нам мир культуры Китая дополнил собой и бесконечно обогатил наше представление об искусстве. Китай сегодня осваивает достижения Запада, бывшие в течение многих столетий недоступными ему. Но вместе с тем он бережно сохраняет те ценности, которые созданы трудом и талантом его народа. Настоящее этой грандиозной страны нельзя понять, не зная её прошлого.

Оцените статью
Роман Павлов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Памятники искусства Древнего Китая, сохранившиеся до наших дней
Как выглядит китайская клавиатура для компьютера: фото