Культурная революция в Китае 1966-1976 гг.

Третий этап – политическая борьба

Последний этап революции характеризуется постепенным утрачиванием власти коммунистической партией. В 1976 году скончался Мао Цзэдун, дата смерти — 9 сентября. Во главу государства встали приближенные к нему ранее люди, это были:

  • Цзян Цин – жена Мао.
  • Чжан Чуньцяо.
  • Яо Веньюань.
  • Ван Хунвэнь.

Они предпринимали шаги, позволяющие сохранить и сберечь культ личности умершего вождя. Но вскоре, политический переворот привел к тому, что они все были арестованы и обвинены в предательстве.

Так завершилась «Великая китайская революция». Тем, кто прекратил беспорядки, и жестокие репрессии был маршал Цзяньин. Именно он, во главе войска, арестовал четырех новых жестоких правителей.

Культурная революция в Китае 1966-1976 гг.

Литература

  • Босев К. Тайфун. Записки из Китая. — М.: Политиздат, 1978. — С. 344
  • Усов В. Н. «Культурная революция в Китае». Китай: история в лицах и событиях. — М., 1991.
  • Усов В. Н. КНР: от «большого скачка» к «культурной революции» (1960—1966 гг.). — М.: ИДВ РАН, 1998. — Часть 1, С. 221; Часть 2, С. 241
  • Sneath D. The Impact of the Cultural Revolution in China on the Mongolians of Inner Mongolia. — Modern Asian Studies, vol. 28, no. 2, 1994, p. 409—430
  • Dittmer, Lowell. China’s Continuous Revolution: The Post-Liberation Epoch, 1949—1981
  • Кузьмин С. Л. // Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. — СПб.: издание А. Терентьева, 2010. — 544 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-901941-23-2.
  • Яковлев М.И. 17 лет в Китае. — М: Политиздат, 1981. — С. 320

Результаты и жертвы[править | править код]

Культурная революция в Китае 1966-1976 гг.
Публичное унижение Панчен-ламы в рамках сессии «пидоухуэй»

Большинство источников говорят о 100 миллионах пострадавших. Впервые это число появилось в газете «Жэньминь жибао» 26 октября 1979 года. Ж.-Л. Марголен (фр.) пишет, что погибших был миллион человек. Только в провинции Гуанси во время «культурной революции» погибло свыше 67 тыс. человек, а в провинции Гуандун — 40 тыс.

В ходе «культурной революции» было репрессировано около 5 млн членов партии и к IX съезду КПК в партии насчитывалось около 17 млн человек. Во время X съезда 1973 года численность КПК составила уже 28 млн человек, то есть в 1970—1973 годах в КПК было принято около 10—12 млн человек. Таким образом, Мао заменил «старых» членов партии, которые были способны хоть на какое-либо несогласие, на «новых» — фанатичных последователей культа личности.

«Бунтари» и хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов КНР. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т. д. Были уничтожены почти все монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу «культурной революции».

Возложив ответственность за «культурную революцию» лишь на Мао Цзэдуна и партийные группировки, объявленные «контрреволюционными», КПК легитимизирует свою власть в условиях рыночной экономики КНР.

В статье Си Цзиньпина в журнале Коммунистической партии Китая «Цюши» («В поисках правды») от 01.04.2019 отмечалось, что КПК в своё время допустила «большие ошибки», такие как «культурная революция».

Положительные и отрицательные последствия

В целом исследователи оценивают результаты кампании как отрицательные, принесшие упадок в разных сторонах общественной жизни. Во-первых, называются большие цифры погибших в ходе репрессий. Нередко звучит число более 100 миллионов человек. Во-вторых, указывается на разрушение и уничтожение многих произведений искусства, культурных памятников. В-третьих, отмечается урон, который понесла экономика вследствие отстранения от работы специалистов и их ссылки. Увеличился уровень беспорядков, хулиганства, происходили вооруженные противостояния различных группировок.

При этом иногда указываются и некоторые положительные последствия периода. Поскольку вся кампания шла под лозунгами защиты интересов простого народа, для него строились и распространялись учебные и лечебные заведения.

Культурная революция в Китае 1966-1976 гг.

Этап 2. Школы идейных кадров и насаждение идеи

Еще одной широкой кампанией было учреждение специальных учебных заведений. Они получили обозначение школы кадров. Формировались с целью отправления туда чиновников, административных работников для переобучения в таком направлении, которое диктовал Цзэдун.

Здесь занимались физическим трудом, получением навыков управления, организации планового производства, чтением социалистической литературы. Период обычно датируется 1969–1971 годами. В это время тоже продолжались репрессии, несогласных отправляться в школы высылали в деревни, на окраины, как и других недовольных.

Театр одной актрисы

В ходе культурной революции гонения на киноиндустрию приобретали всё более угрожающие масштабы. В стране распространили буклет под названием «Четыреста фильмов, подлежащих критике». Упомянутые в документе режиссеры, актеры и актрисы изгонялись из профессии, а некоторые подверглись пыткам и тюремному заключению.

Среди деятелей киноиндустрии, столкнувшихся с гонениями, было много бывших коллег по цеху и друзей Цзян Цин, жены Мао Цзэдуна и в прошлом известной актрисы.

Цзян Цин преодолела тернистый путь к тем политическим вершинам, на которых она оказалась в 1960-х. Будущая актриса родилась в 1914 году в семье плотника. По некоторым данным, ее мать была наложницей, а саму девочку не признали законным ребенком. Неопределенный статус провоцировал издевательства со стороны одноклассников.

После смерти отца она уехала с матерью из родного города. А дальше — жизнь, полная неожиданных поворотов. Работа на табачной фабрике, учеба в драматической школе, несколько удачных ролей в только что родившемся китайском кино и целая россыпь романов с видными мужчинами. Один из них, молодой студент-физик, привел ее в коммунистическую партию. А через четыре года она станет женой постоянного члена политбюро и главного авторитета КПК — Мао Цзэдуна. Отныне ее карьера шла только в гору.

Культурная революция в Китае 1966-1976 гг.Цзян Цин и Мао Цзэдун. Источник

Еще в 1950-х Цзян Цин поручили заниматься вопросами кино в отделе пропаганды компартии, что позволило ей накопить определенный управленческий опыт. На заре культурной революции Цзян Цин самолично расширила черный список «идеологически неправильных» картин до пятидесяти четырех. Бывшая актриса то и дело обвиняла режиссеров в пропаганде ошибочных идей. В ходе идеологической чистки власти запретили практически все картины, снятые в первые семнадцать лет существования КНР.

Популярные статьи  Схема метро в Шанхае: время работы и стоимость проезда

Даже те деятели культуры, которые старались держаться вне политики, были сняты с постов; а многие кинематографисты, как отец Чэня Кайгэ, отправились в лагеря перевоспитания. Киностудии по всей стране были переданы в руки ультралевых идеологов, которые ратовали за полное разрушение киноиндустрии, чтобы заложить на ее месте фундамент для нового революционного кино.

Смерть Лао Шэ

Культурная революция в Китае 1966-1976 гг.

Даже гении попадали под гильотину режима

Лао Шэ — псевдоним Маньчжурского писателя Шу Цинчунь, которого признают одним из лучших писателей современной китайской литературы. Его роман «Мальчик рикша» о жизни бедного рикши в Пекине оказался столь популярен, что в его честь поставили памятник на одной из улиц города.

23 августа 1966 года, когда Культурная революция набирала обороты, Лао Шэ и 20 других писателей приехали на собрание в пекинский храм Конфуция. Там их избила толпа молодых красногвардейцев. Позже, той же ночью всех писателей отправили в бюро культуры и Лао снова избили за отказ носить табличку с надписью «контрреволюционер» (наказание, которое применяли во время революции). Избивали его несколько часов до глубокой ночи, после чего отпустили домой. На следующий день тело Лао Шэ нашли в озере. Предполагается, что он не выдержал многочасовых издевательств и покончил жизнь самоубийством, хотя его жена сомневается в этой версии и считает убийство основной версией.

Обстоятельства публичных собраний, побоев и его смерти до сих пор малоизвестны. Также неизвестно, кто являлся организатором. Остаётся загадкой, добровольно ли Лао Шэ участвовал в собрании. Вполне вероятно, что это дело рук молодых писателей-хунвейбинов.

Убийство Бянь Жонгинь

Культурная революция в Китае 1966-1976 гг.

Когда даже преданные не выдерживают

Одной из ранних жертв культурной революции стала Бянь Жонгинь, 50-летний директор колледжа для девочек при Пекинском университете. 16 июня 1966 года ученики начали критиковать администрацию колледжа и устроили несколько революционных митингов. Высшее образование и буржуазное происхождение сделали Бянь главной мишенью для революционеров, хотя по иронии судьбы многие из них были выходцами из высшего общества. В течение следующих двух месяцев её неоднократно преследовали и даже избивали. 4 августа, после очередных издевательств и пыток, она заявила, что не вернётся в школу. Однако на следующий день всё-таки пришла. Это был отважный поступок, но стоил ей жизни: ученики цинично избивали её, а в конце добили ножками от стола. Избиение было столь сильным, что она потеряла сознание и умерла от полученных ран. Никто так и не понёс наказание за убийство, и преступники всё ещё на свободе.

В январе 2014 года Сон Бинбин — известная представительница красной гвардии и одна из учеников Бянь публично извинилась за преступление. По её словам, она не принимала участия в убийстве, но всё равно чувствует вину за бездействие. Некоторые скептики сомневаются в искренности признания и считают, что Сон играла значимую роль в преступлении. Муж Бянь также не был впечатлён извинениями. В одном из интервью он сказал: «Сон плохой человек, и что коммунистическая партия и Мао Цзэдун несут ответственность за это преступление».

Начало революции – гонения и репрессии

К 1966 году Мао был ослаблен болезнью, что пошатнуло незыблемость власти коммунистической партии. На мировой и внутренней арене сторонники лидера партии начали испытывать притеснение своих прав. Начало культурной революции предполагало уничтожение в КНР правительства, считавшее коммунизм ошибочным режимом.

Культурная революция в Китае 1966-1976 гг.

Сторонники Мао начинают прослеживать вредные для революции идеи в литературных произведениях, театральных постановках и газетных статьях. Оппозиционеры не ожидали, что после того как болезнь лидера отступит, тот начнет жестокое преследование тех, кто выступал против его власти.

Организованное правительством движение «Хунвэйбинов» встало на защиту идей вождя. Это была радикально настроенная группировка, в составе которой находились в основном молодые приверженцы режима. Они организовали гонение тех, чье мировоззрение отличалось от нужного. Людей стали избивать и пытать. Любой прохожий мог подвергнуться расправе лишь за то, что у того не было с собой книги Мао. Жертвами революционной группировки стали более миллиона людей, включая тех, кого довели до самоубийства постоянными издевательствами.

Для того чтобы стимулировать любовь к правящим властям, в высших кругах стали проводить ужасные встречи, на которых приглашенные занимались каннибализмом. Таким образом, насаждалась нелюбовь к противникам и неверным. Так называемые «банкеты плоти» повторялись более сотни раз. Для того чтобы доказать свою верность приглашенных заставляли убивать пойманных оппозиционеров их съедать их внутренние органы в приготовленном или сыром виде. О них стало известно только после того, как родственники жертв перестали бояться гонений и рассказали всю правду журналистам.

Культурная революция в Китае 1966-1976 гг.

В тот период произошло поистине ужасное для коммунистов событие. В 1953 году скончался лидер коммунистической партии СССР И. В. Сталин. Пришедший в то время к власти Хрущев стал вести политику, осуждающую великого вождя. Для того чтобы не потерять влияние, Мао Цзэдун намеренно ухудшал отношение с соседней державой. Начались стычки на границе и из страны были изгнаны все послы из СССР.

Для того чтобы не вызывать недовольство у простого населения, коммунистическая партия объявила, что началась «Великая культурная китайская революция». Под этим предлогом, на газеты стали давить, чтобы они публиковали только правильные статьи. В детских школах начали учить детей любви к своему вождю и шпионажу за неверными родителями. Таким образом, народ программировали на слепую любовь к Мао.

Те, кто ранее был беден, начали понимать выгоды от таких перемен и власть, которую они получили. Нелицеприятными стали все богатые и хорошо одетые граждане. За нападение и наказание таких людей правительство поощряло. Успешных и состоятельных мужчин начали избивать обычные крестьяне, а ухоженным женщинам отрезали волосы, и вырывали ногти. То, что было отобрано у богатых, нужно было в обязательном порядке предоставлять местным органам власти. Но практически ничего не было доставлено до места, народ переплавлял или перепродавал награбленное.

Популярные статьи  Китайская мифология и мифические существа Китая

Дошло до того что образовавшиеся банды начали делиться и враждовать между собой за зону влияния. Они уже начали действовать стихийно, вождь это понимал, но нечего не предпринимал, так как его устраивала такая ситуация. Некоторые группировки, обзаведясь огнестрельным оружием, захватывали целые населенные пункты. Есть данные, что в стычках между бандами использовались артиллерийские установки.

Культурная революция в Китае 1966-1976 гг.

Противостоять данному течению событий пытались оппозиционеры в лице Лю Шаоци и Дэна Сяопина. Однако уже в 1969 году была провозглашена безоговорочная власть и идеология вождя Мао.

Школы кадров 7 мая

После того как первый этап был пройден, было объявлено о создании школ кадров. В них людей обучали необходимым для страны профессиям и попутно выявляли опасных и неверных личностей. За небольшое несовпадение в идеологических ценностях, обычного человека могли отправить на тяжелый каторжный труд. За два года существования таких школ, было сослано более 10 миллионов неверных, по большей части, это были молодые студенты.

Мученики революции

Во время культурной революции многим режиссерам припомнили их жизнь за границей или уже упомянутые связи с Гоминьданом.

Пионер китайского кино, Цай Чушен, к примеру, одним из первых начал снимать фильмы на кантонском диалекте китайского языка. Помимо этого режиссер выступал за права женщин и неоднократно возвращался к этой теме в своих работах. В 1935 году его картина «Песня рыбаков» стала первым китайским фильмом, получившим международный приз. Это случилось на Московском международном кинофестивале. В годы культурной революции режиссера заставили критиковать собственные работы. В 1968 году он умер при невыясненных обстоятельствах.

Еще одной жертвой «культурных» чисток стал именитый актер и режиссер Чжэн Цзюньли. В 1950 году он снял картину «Жизнь У Сюня» об истории нищего, который десятилетиями копил деньги, а потом основал три бесплатные школы для бедных детей. Картина подверглась жесточайшей критике со стороны Мао за прославление феодальной культуры и клевету на пролетарских революционеров. В 1969 году Чжэн умер в тюрьме.

Издевательским нападкам подверглась одна из самых красивых актрис своего поколения, Шангуань Юньчжу. Во время культурной революции два фильма с ее участием — «Ранняя весна в феврале» и «Сестра на сцене» — были публично раскритикованы. Актрису подозревали в интимной связи с Мао, что не давало покоя Цзян Цин. Однажды ее сильно избили хунвейбины, требовавшие признаться в отношениях с Великим кормчим. 23 ноября 1968 года Шангуань Юньчжу покончила с собой. К тому моменту у актрисы был диагностирован рак мозга.

Актриса Ван Ин тоже перешла дорогу супруге Мао. В 1930-х годах она выиграла у Цзян Цин кастинг на роль в пьесе «Сай Цзиньхуа». Местные таблоиды широко раскрутили историю соперничества двух актрис, и будущая первая леди затаила обиду. Некоторое время Ван жила в Нью-Йорке с мужем, но оттуда их выслали на волне маккартизма. В 1967 году супругов обвинили в шпионаже на США и заключили в тюрьму «Цзиньчэн». Семь лет пыток обездвижили ее: ноги актрисы парализовало. Она умерла в тюрьме. В графе «имя» числился лишь номер 6742.

Ван Ин. Источник

Подготовка к «культурной революции»

В январе 1961 года ЦК КПК принял решение сосредоточить силы на ликвидации последствий «Великого скачка». В начале 1962 года правительство КНР признало несостоятельность политики «трех красных знамен», но Мао Цзэдун, главный теоретик партии, продолжал наставить на правильности этого курса. В неудачах он винил внутрипартийных «вредителей», которые вслед за 2-м Председателем КНР Лю Шаоци называли идеи Мао «мыльными пузырями».

Культурная революция в Китае 1966-1976 гг.

Политическая борьба внутри КПК вызвала раскол в обществе. Тезисы «великого кормчего» подвергались сомнению, а творческая интеллигенция призывала открыто высказывать свое мнение. Критика партии становилась публичной.

Наконец, осенью 1962 года Мао нанес удар по противникам генеральной линии партии. Он призвал начать «классовую борьбу» и инициировал кампанию за «воспитание в духе социализма». Кампания сопровождалась репрессиями, поэтому открыто критиковать Мао и его идеи никто не решался.

В декабре 1964 года 1-й Председатель заявил о необходимости усилить классовую борьбу, причем основной целью должна стать сама партия — те ее члены, которые готовы пойти по капиталистическому пути. Фактически это было объявление бескомпромиссной борьбы против Лю Шаоци и его сторонников. Еще несколько месяцев понадобилось Мао на то, чтобы укрепить культ личности и создать группу ближайших доверенных лиц для разработки плана «культурной революции».

Неистовство молодежных шаек

Начало преобразований берет свой ход с 1965 года, публикации 10 ноября статьи Яо Вэньюаня. Мао Цзэдун дает определение врага пролетариата. Нужна была сила для революционных действий. Такой силой оказалась молодежь, которая, имея запал, не имела разума и способности разобраться объективно в происходящем. Банды хунвейбинов (школьников, студентов) и цзаофаней (молодых рабочих) правили страной на улицах. Под жернова чистки попала интеллигенция: преподаватели, учителя, городские власти. Издевательства были унизительными, циничными. Врагам красили лица, принуждали лаять, становили на колени.

Для «обмена опытом» хунвейбинам выделены бесплатные поезда, т. е. разгул, беспорядки проходили по всей стране. От рук вандалов пострадали и культурные центры страны. Так, были сожжены костюмы, декорации Пекинской оперы. Жена Мао Цзян Цин, как автор театральных пьес, правила на подмостках страны.

К постановке разрешались «революционные оперы из современной жизни». Хунвейбинами были снесены храмы, монастыри, элементы Китайской стены (кирпичи из нее были нужнее для постройки свинарника). Но «отличились» хунвейбины в гробнице Динлин, вытянув захоронения императора, его жен и предав их огню. Реализуя идею «деревня окружает города», около 20 миллионов китайцев с высшим образованием принудительно отправлены в села, районные города, горы.

Когда хунвейбины разделились по классовому признаку на «красных» и «черных», добавились разбойные выяснения главенства в банде. Мао вынужден был остановить хунвейбинов, применив осенью 1967 года против них армию. Сопротивление властям с их стороны привело к смертной казни нескольких бунтарей в Шанхае, к ссылке миллионов участников молодежного движения. ХI съезд партии, проходивший в Залах народных собраний, официально закрепил идеологию Мао Цзедуна. Преемником Мао назван Линь Бяо.

Популярные статьи  Какое пиво пьют китайцы

В 1960-е годы начинается травля драматурга У Ханя и его пьес о Хай Жуе, сановнике династии Мин. Историк подверг критике верхушку власти, чем вызвал восторг у публики. У Хань, приверженец раскопок Динлин, был осужден, умер в тюрьме. Кампанию по «революционизации театра» возглавила Цзян Цин. Старое разрушалось под корень, новое создавалось на базе идеологии властей. Отрицалось значение мировой и китайской литературы, созданной до 1966 года. Она не соответствовала «новой эре в истории человечества». Начались организованные походы на идеологическое кино.

Личная жизнь

Согласно существовавшей традиции в Китае, родители мальчика могли еще в детском возрасте заключить соглашение с родителями девочки об их женитьбе в будущем. Это соглашение имело священную силу и не могло быть нарушено даже смертью жениха или невесты. Брак в любом случае заключался согласно договоренности.

Эта же участь постигла малолетнего Цзэдуна. В 16 летнем возрасте он покидает отчий дом из-за конфликта с отцом по поводу женитьбы. Тем не менее, вернувшись домой спустя некоторое время, он был вынужден жениться на своей троюродной сестре Ло Исю. Но в последующем он будет отрицать этот брак, так как он не считается настоящим. Сам Мао Цзэдун признает только три последних брака:

  1. Свою первую супругу он повстречал в 25 летнем возрасте. Ее звали Ян Кайхуэй. Впервые он повстречался с ней в 1913 году в первом педагогическом училище, где преподавал ее отец. В течение четырех лет молодые люди сближаются, их чувство становится глубоким и перерастает в любовь. Они поженились в 1920 году и прожили в браке 10 лет. В этом браке у Мао Цзэдуна родились три сына. Она была его помощницей в партийных делах и не отреклась от него даже под пытками, за что была казнена правительством Чай Кайши. Младший сын погиб в малом возрасте, а двое старших проходили учебу в Москве. Однако старший сын погибает во время Корейской войны, а средний сын страдал нервными расстройствами и скончался в возрасте 83 лет.
  2. Еще при жизни своей первой жены Мао Цзэдун начал сожительствовать с видной коммунисткой и комсомольским лидером женщин Китая – Хэ Цзынжэнь. Они заключили брак в 1930 году, еще при жизни первой жены. От этого брака у него родилось 6 детей мальчиков и девочек поровну. Вторая жена стала ему боевой подругой, надежным соратником в борьбе за образование республики. У них не было времени заниматься воспитанием детей, поэтому их оставляли в семьях крестьян на воспитание. Ее ревность не помешала прожить им вместе больше 10 лет. После очередного скандала на почве ревности, беременную шестым ребенком Хэ Цзынжэь была отослана в Москву, без права покидать ее. Здесь родился мальчик, который вскоре умер. Мао Цзэдун отыскал одну из дочерей и отправил ее к матери в Россию. Но там, во время болезни, девочка была случайно направлена в морг. Узнав об этом рассудок матери помутился, и ее поместили в психиатрическую клинику, где она провела 6 лет. И только в 1947 году ей было разрешено вернуться на родину в сопровождении чиновника Ван Цзясяна. Никому не нужная, больная женщина не выдержала потрясений и повесилась в одной из резиденций китайского руководителя. Единственный оставшейся в здравом уме ребенок китайского лидера от этого брака – его дочь Ли Минь (Цяо Цяо) повесилась в 78 летнем возрасте.
  3. Последняя жена лидера коммунистической партии Китая – артистка Дзян Цин, выступала под псевдонимом Лань Пинь. Влюбленный Мао Цзэдун добился разрешения партии на брак с ней в 1938 году. Они прожили вместе 10 лет в счастливом браке. Единственный ребенок от этого брака – дочь Ли На, которая родилась в 1940 году. Со временем именно она стала его главной помощницей в управлении республикой и ближайшим доверенным лицом. Она принимала непосредственное участие в «Культурной революции» Китая в 1966-1976 годах. После внезапной кончины Мао Цзэдуна ее продержали под следствием пять лет и приговорили к смертной казни в 1982 году. В 1983 году меру наказания изменили на пожизненное заключение. После того, как ее освободили из тюрьмы по состоянию здоровья в 1991 году и поместили в онкологическую больницу, бывшая первая леди страны повесилась в душевой кабине.

От каждого барка у Мао Цзедуна осталось по одному ребенку. Своим детям он не позволял пользоваться знаменитой фамилией и не допускал занимать важные должности

КНР во внешней политике

После смерти Сталина дружественные отношения Китая и СССР охладели: по мнению Мао, Никита Хрущёв отошёл от коммунистических целей. В качестве знака прекращая отношений, советский лидер прекратил финансирование республики и приказал всем россиянам вернуться на родину. Внешняя политика Китая усугубляется ещё и участием в Корейской войне – китайцы поддержали Северную Корею, и тем самым навлекли на себя недовольство США.

Несмотря на то, что США находились в конфликтных отношениях с СССР – казалось бы, общий враг должен объединить китайцев и россиян – отношения между двумя коммунистическими странами оставались напряжёнными. Положение ухудшило создание атомной бомбы, о которой было объявлено в 1964 году – что привело к нескольким конфликтам и передаче Китаю Порта Артур. Гораздо позже, уже ближе к своей смерти, Мао решил объединить усилия с США, и в 1972 году впервые встретился с Ричардом Никсоном.

Это интересно: 357,Мария Склодовская-Кюри: краткая биография

Оцените статью
Роман Павлов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Культурная революция в Китае 1966-1976 гг.
Религия и религиозный состав Китая