Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?

Личная жизнь

Согласно существовавшей традиции в Китае, родители мальчика могли еще в детском возрасте заключить соглашение с родителями девочки об их женитьбе в будущем. Это соглашение имело священную силу и не могло быть нарушено даже смертью жениха или невесты. Брак в любом случае заключался согласно договоренности.

Эта же участь постигла малолетнего Цзэдуна. В 16 летнем возрасте он покидает отчий дом из-за конфликта с отцом по поводу женитьбы. Тем не менее, вернувшись домой спустя некоторое время, он был вынужден жениться на своей троюродной сестре Ло Исю. Но в последующем он будет отрицать этот брак, так как он не считается настоящим. Сам Мао Цзэдун признает только три последних брака:

  1. Свою первую супругу он повстречал в 25 летнем возрасте. Ее звали Ян Кайхуэй. Впервые он повстречался с ней в 1913 году в первом педагогическом училище, где преподавал ее отец. В течение четырех лет молодые люди сближаются, их чувство становится глубоким и перерастает в любовь. Они поженились в 1920 году и прожили в браке 10 лет. В этом браке у Мао Цзэдуна родились три сына. Она была его помощницей в партийных делах и не отреклась от него даже под пытками, за что была казнена правительством Чай Кайши. Младший сын погиб в малом возрасте, а двое старших проходили учебу в Москве. Однако старший сын погибает во время Корейской войны, а средний сын страдал нервными расстройствами и скончался в возрасте 83 лет.
  2. Еще при жизни своей первой жены Мао Цзэдун начал сожительствовать с видной коммунисткой и комсомольским лидером женщин Китая – Хэ Цзынжэнь. Они заключили брак в 1930 году, еще при жизни первой жены. От этого брака у него родилось 6 детей мальчиков и девочек поровну. Вторая жена стала ему боевой подругой, надежным соратником в борьбе за образование республики. У них не было времени заниматься воспитанием детей, поэтому их оставляли в семьях крестьян на воспитание. Ее ревность не помешала прожить им вместе больше 10 лет. После очередного скандала на почве ревности, беременную шестым ребенком Хэ Цзынжэь была отослана в Москву, без права покидать ее. Здесь родился мальчик, который вскоре умер. Мао Цзэдун отыскал одну из дочерей и отправил ее к матери в Россию. Но там, во время болезни, девочка была случайно направлена в морг. Узнав об этом рассудок матери помутился, и ее поместили в психиатрическую клинику, где она провела 6 лет. И только в 1947 году ей было разрешено вернуться на родину в сопровождении чиновника Ван Цзясяна. Никому не нужная, больная женщина не выдержала потрясений и повесилась в одной из резиденций китайского руководителя. Единственный оставшейся в здравом уме ребенок китайского лидера от этого брака – его дочь Ли Минь (Цяо Цяо) повесилась в 78 летнем возрасте.
  3. Последняя жена лидера коммунистической партии Китая – артистка Дзян Цин, выступала под псевдонимом Лань Пинь. Влюбленный Мао Цзэдун добился разрешения партии на брак с ней в 1938 году. Они прожили вместе 10 лет в счастливом браке. Единственный ребенок от этого брака – дочь Ли На, которая родилась в 1940 году. Со временем именно она стала его главной помощницей в управлении республикой и ближайшим доверенным лицом. Она принимала непосредственное участие в «Культурной революции» Китая в 1966-1976 годах. После внезапной кончины Мао Цзэдуна ее продержали под следствием пять лет и приговорили к смертной казни в 1982 году. В 1983 году меру наказания изменили на пожизненное заключение. После того, как ее освободили из тюрьмы по состоянию здоровья в 1991 году и поместили в онкологическую больницу, бывшая первая леди страны повесилась в душевой кабине.

От каждого барка у Мао Цзедуна осталось по одному ребенку. Своим детям он не позволял пользоваться знаменитой фамилией и не допускал занимать важные должности

КНР во внешней политике

После смерти Сталина дружественные отношения Китая и СССР охладели: по мнению Мао, Никита Хрущёв отошёл от коммунистических целей. В качестве знака прекращая отношений, советский лидер прекратил финансирование республики и приказал всем россиянам вернуться на родину. Внешняя политика Китая усугубляется ещё и участием в Корейской войне – китайцы поддержали Северную Корею, и тем самым навлекли на себя недовольство США.

Несмотря на то, что США находились в конфликтных отношениях с СССР – казалось бы, общий враг должен объединить китайцев и россиян – отношения между двумя коммунистическими странами оставались напряжёнными. Положение ухудшило создание атомной бомбы, о которой было объявлено в 1964 году – что привело к нескольким конфликтам и передаче Китаю Порта Артур. Гораздо позже, уже ближе к своей смерти, Мао решил объединить усилия с США, и в 1972 году впервые встретился с Ричардом Никсоном.

Это интересно: 357,Мария Склодовская-Кюри: краткая биография

Паралич Дэна Пуфанга

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?

Борьба за справедливость, которой не помешала инвалидность

Во время Культурной революции ни один гражданин Китая не был в безопасности. Даже такой высокопоставленный партработник, как Дэн Сяопин, известный своими капиталистическими реформами в 80-х годах, попал под жёрнов репрессии. В 1967 году Дэн был смещён с поста генерального секретаря коммунистической партии и обвинён в пособничестве капиталистам. Он провёл два года под арестом в Пекине в изоляции от своей семьи. Но на этом злоключения не закончились: его детей заставляли работать в деревне, а старший сын Пуфанг и вовсе был парализован после столкновения с хунвейбинами. В 1968 году отряд красногвардейцев арестовал его в Пекинском университете и пытал по одной причине — он был сыном своего отца. После избиений и пыток измученного Сяопина-младшего заперли в неизвестном доме. Впоследствии он так и не смог вспомнить, что было дальше: либо его выбросили из окна, либо же была попытка самоубийства. Он пережил падение, но сломал спину и был парализован. Так как Пуфанги были политическими изгоями, то больному было отказано в медицинской помощи.

В 1974 году к нему допустили специалистов, которые обследовали и заключили, что жертва пыток парализована пожизненно. Несмотря на немощность, Пуфанг многие годы усердно боролся за права инвалидов в Китае. В 2003 году он получил премию ООН в области прав человека.

Казнь Фан Чжунмоу

Фан Чжунмоу — член коммунистической партии и ветеран народно-освободительной армии Китая. Она гордилась старшими детьми, ставшими красногвардейцами и участниками Культурной революции. За свою преданность режиму Фан должна была быть удостоена чести аудиенции с самим Мао, но этому так и не суждено было произойти: её гордость и энтузиазм пошли на спад после смерти дочери и тяжёлой болезни, поразившей саму Фан. Масло в огонь добавило обвинение её мужа в пособничестве капиталистам. Его, как и многих других китайцев, обвинили в предательстве идеалов Коммунистической партии и попытке свержения режима. Учитывая, что и отца Чжунмоу ранее обвиняли в шпионаже, то обвинение самой Фан было лишь вопросом времени. Как и мужа, «пособника капиталистов», власти многократно задерживали её и проводили долгие допросы. Длилось это до 1970 года, пока Фан не стала открыто критиковать Мао Цзэдуна при своём муже и сыне Чжан Хунбине. Родственники своевременно доложили об этом властям, и в отместку Фан сожгла семейный портрет Мао. Солдаты забрали её, но лишь после того, как Хунбин избил мать по приказу отца. За преступление по статье «нападение на председателя Мао Цзэдуна» Фан была расстреляна 11 апреля 1970 года. Ни отец, ни сын не присутствовали при казни.

Популярные статьи  Китайская мазь — особенности средства

Спустя годы после смерти матери Хунбин осознал, насколько ужасно поступил. В 1980 году при поддержке своего дяди Фэна Мейкая он смог реабилитировать её имя, став правозащитником. Он освещал ужасы культурной революции и боролся за возведение мемориала на могиле матери.

Классовая чистка

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?
Даже монстры могут испугаться своих поступков

Чтобы очистить свои ряды от революционеров и капиталистов, коммунистическая партия создаёт по всей стране революционные комитеты. С 1968 по 1971 год комитеты развернули масштабный террор. Больше всех пострадала внутренняя Монголия, где, как предполагали власти, вела свою деятельность секретная сепаратистская организация. Сотни тысяч людей были арестованы, покалечены и измучены. В итоге погибло 22900 человек. В областях Хэбэй и Чжэцзян также прошли масштабные чистки: 84000 человек в Хэбей были арестованы в рамках борьбы с вьетнамским вторжением. Около 2900 людей погибли от травм во время пыток и почти 7000 человек умерли от «вынужденного самоубийства». Классовые чистки прекратились в 1969 году, хотя в некоторых районах продолжались до 1971 года. В конце концов, сам Мао встревожился, что зашёл слишком далеко и это может повлиять на его репутацию.

Этап 2. Школы идейных кадров и насаждение идеи

Еще одной широкой кампанией было учреждение специальных учебных заведений. Они получили обозначение школы кадров. Формировались с целью отправления туда чиновников, административных работников для переобучения в таком направлении, которое диктовал Цзэдун.

Здесь занимались физическим трудом, получением навыков управления, организации планового производства, чтением социалистической литературы. Период обычно датируется 1969–1971 годами. В это время тоже продолжались репрессии, несогласных отправляться в школы высылали в деревни, на окраины, как и других недовольных.

Культурная революция

Первый этап — бурные выступления студентов и рабочих

Первым этапом принято считать период с мая 1966 по апрель 1969. Сам Мао Цзэдун считал, что Культурная революция началась с опубликования статьи Яо Вэньюаня в ноябре 1965 года. 8 августа 1966 года 11 Пленум ЦК КПК принял «Решение о великой пролетарской культурной революции»

Второй этап — Школы кадров 7 мая, «Ввысь в горы, вниз в села», возвышение НОАК

Второй этап Культурной революции начался в мае 1969 года и завершился в сентябре 1971 года. Некоторые исследователи выносят второй этап за рамки собственно Культурной революции и датируют его начало серединой 1968 года.

Школы кадров 7 мая. Первые школы кадров 7 мая появились ближе к концу 1968 года. Такое название они получили от «Замечаний…» Мао Цзэдуна, сделанных 7 мая 1966 года, в которых он предлагал создать школы, в которых кадры и интеллектуалы проходили бы трудовое обучение с практическими занятиями полезным физическим трудом. Для высших чиновников было построено 106 школ кадров 7 мая в 18 провинциях. 100 тысяч чиновников центрального правительства, включая Дэн Сяопина, а также 30 тысяч членов их семей были отправлены в эти школы. Для чиновников рангом пониже существовали тысячи школ кадров, в которых обучалось неизвестное число средних и мелких чиновников. Например, к 10 января 1969 года в провинции Гуандун было построено почти 300 школ кадров 7 мая и более чем сто тысяч кадров были посланы в низы для занятий трудом.

Основной системой, которая практиковалась в школах кадров, была система «трех третей». Заключалась она в том, что треть рабочего времени бывшие кадры занимались физическим трудом, треть — теорией и треть — организацией производства, управлением и письменной работой.

В 1970-71 годах имела место серьёзная борьба масс и кадров, которая выразилась в том числе и в критике идеи школ кадров со стороны самих кадров. В ходе полемики с «ультралевыми» (Линь Бяо, сторонники Линь Бяо в армии, а также часть бывших цзаофаней) премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай и его сторонники подчеркнули центральные экономические приоритеты, включая потребность придерживаться центрального планирования, соблюдать процедуры учета издержек и вводить всестороннюю рациональность. Чжоуэньлайцы выступили с критикой ультралевой децентрализации, отстаивая государственное планирование и регулирование, которое не справлялось с обилием производственных объектов, типа школ кадров.

После победы Чжоу Эньлая над «ультралевыми», которая выразилась, в частности, в гибели Линь Бяо и части его сторонников в сентябре 1971 года, Культурная революция замкнулась на проблемах культуры, избегая новых инициатив в экономике.

Кампания «Ввысь в горы, вниз в села». Кампания по отправке части студентов, рабочих, военных из городов в сельские районы Китая.

Третий этап — прагматические меры и политическая борьба

Третий этап культурной революции продолжался с сентября 1971 года до октября 1976 года, до смерти Мао Цзэдуна. Третий этап характеризуется господством Чжоу Эньлая и «группы четырех»: Цзян Цин, Яо Вэньюань, Чжан Чуньцяо и Ван Хунвэнь в экономике и политике.

Убийство Бянь Жонгинь

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?

Когда даже преданные не выдерживают

Одной из ранних жертв культурной революции стала Бянь Жонгинь, 50-летний директор колледжа для девочек при Пекинском университете. 16 июня 1966 года ученики начали критиковать администрацию колледжа и устроили несколько революционных митингов. Высшее образование и буржуазное происхождение сделали Бянь главной мишенью для революционеров, хотя по иронии судьбы многие из них были выходцами из высшего общества. В течение следующих двух месяцев её неоднократно преследовали и даже избивали. 4 августа, после очередных издевательств и пыток, она заявила, что не вернётся в школу. Однако на следующий день всё-таки пришла. Это был отважный поступок, но стоил ей жизни: ученики цинично избивали её, а в конце добили ножками от стола. Избиение было столь сильным, что она потеряла сознание и умерла от полученных ран. Никто так и не понёс наказание за убийство, и преступники всё ещё на свободе.

В январе 2014 года Сон Бинбин — известная представительница красной гвардии и одна из учеников Бянь публично извинилась за преступление. По её словам, она не принимала участия в убийстве, но всё равно чувствует вину за бездействие. Некоторые скептики сомневаются в искренности признания и считают, что Сон играла значимую роль в преступлении. Муж Бянь также не был впечатлён извинениями. В одном из интервью он сказал: «Сон плохой человек, и что коммунистическая партия и Мао Цзэдун несут ответственность за это преступление».

Резня в округе Дао

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?

Паника и слухи рождают чудовищ

Летом 1967 года в округе Дао провинции Хунань пошли слухи о вторжении Вьетнама в Китай. Также в народе стали говорить о том, что Гоминьдан (вьетнамская правящая партия с националистичным уклоном) находится в сговоре с анти-революционерами и видит целью захватить материковый Китай. Анти-революционеры пытались устроить массовую зачистку округа от коммунистической партии и местных крестьянских лидеров. Хотя само вторжение было чистой воды слухом, власти подтвердили убийства порядка 4500 человек. Большинство погибших попадали в чёрные списки из 5 групп: богатые фермеры, арендаторы, контрреволюционеры, приверженцы «правых идеологий» и лидеры мнений. Некоторые жертвы были убиты вооружённым ополчением в собственных домах, других же судила толпа. Казнили людей самыми разнообразными способами: закапывали заживо, обезглавливали, взрывали, жгли и стреляли. Насилие не только сходило с рук, но и распространялось на другие округа. В результате чего погибло ещё порядка 4000 человек.

В округе Дао в массовых убийствах участвовали более 14000 человек, однако, лишь 52 участника были арестованы в 80-м году. Остальные избежали наказания.

Смерть Лао Шэ

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?

Даже гении попадали под гильотину режима

Лао Шэ — псевдоним Маньчжурского писателя Шу Цинчунь, которого признают одним из лучших писателей современной китайской литературы. Его роман «Мальчик рикша» о жизни бедного рикши в Пекине оказался столь популярен, что в его честь поставили памятник на одной из улиц города.

23 августа 1966 года, когда Культурная революция набирала обороты, Лао Шэ и 20 других писателей приехали на собрание в пекинский храм Конфуция. Там их избила толпа молодых красногвардейцев. Позже, той же ночью всех писателей отправили в бюро культуры и Лао снова избили за отказ носить табличку с надписью «контрреволюционер» (наказание, которое применяли во время революции). Избивали его несколько часов до глубокой ночи, после чего отпустили домой. На следующий день тело Лао Шэ нашли в озере. Предполагается, что он не выдержал многочасовых издевательств и покончил жизнь самоубийством, хотя его жена сомневается в этой версии и считает убийство основной версией.

Популярные статьи  Гугун – запретный город в Пекине

Обстоятельства публичных собраний, побоев и его смерти до сих пор малоизвестны. Также неизвестно, кто являлся организатором. Остаётся загадкой, добровольно ли Лао Шэ участвовал в собрании. Вполне вероятно, что это дело рук молодых писателей-хунвейбинов.

Смерть Лао Шэ

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?Даже гении попадали под гильотину режима

Лао Шэ — псевдоним Маньчжурского писателя Шу Цинчунь, которого признают одним из лучших писателей современной китайской литературы. Его роман «Мальчик рикша» о жизни бедного рикши в Пекине оказался столь популярен, что в его честь поставили памятник на одной из улиц города.

23 августа 1966 года, когда Культурная революция набирала обороты, Лао Шэ и 20 других писателей приехали на собрание в пекинский храм Конфуция. Там их избила толпа молодых красногвардейцев. Позже, той же ночью всех писателей отправили в бюро культуры и Лао снова избили за отказ носить табличку с надписью «контрреволюционер» (наказание, которое применяли во время революции). Избивали его несколько часов до глубокой ночи, после чего отпустили домой. На следующий день тело Лао Шэ нашли в озере. Предполагается, что он не выдержал многочасовых издевательств и покончил жизнь самоубийством, хотя его жена сомневается в этой версии и считает убийство основной версией.

Обстоятельства публичных собраний, побоев и его смерти до сих пор малоизвестны. Также неизвестно, кто являлся организатором. Остаётся загадкой, добровольно ли Лао Шэ участвовал в собрании. Вполне вероятно, что это дело рук молодых писателей-хунвейбинов.

Неистовство молодежных шаек

Начало преобразований берет свой ход с 1965 года, публикации 10 ноября статьи Яо Вэньюаня. Мао Цзэдун дает определение врага пролетариата. Нужна была сила для революционных действий. Такой силой оказалась молодежь, которая, имея запал, не имела разума и способности разобраться объективно в происходящем. Банды хунвейбинов (школьников, студентов) и цзаофаней (молодых рабочих) правили страной на улицах. Под жернова чистки попала интеллигенция: преподаватели, учителя, городские власти. Издевательства были унизительными, циничными. Врагам красили лица, принуждали лаять, становили на колени.

Для «обмена опытом» хунвейбинам выделены бесплатные поезда, т. е. разгул, беспорядки проходили по всей стране. От рук вандалов пострадали и культурные центры страны. Так, были сожжены костюмы, декорации Пекинской оперы. Жена Мао Цзян Цин, как автор театральных пьес, правила на подмостках страны.

К постановке разрешались «революционные оперы из современной жизни». Хунвейбинами были снесены храмы, монастыри, элементы Китайской стены (кирпичи из нее были нужнее для постройки свинарника). Но «отличились» хунвейбины в гробнице Динлин, вытянув захоронения императора, его жен и предав их огню. Реализуя идею «деревня окружает города», около 20 миллионов китайцев с высшим образованием принудительно отправлены в села, районные города, горы.

Когда хунвейбины разделились по классовому признаку на «красных» и «черных», добавились разбойные выяснения главенства в банде. Мао вынужден был остановить хунвейбинов, применив осенью 1967 года против них армию. Сопротивление властям с их стороны привело к смертной казни нескольких бунтарей в Шанхае, к ссылке миллионов участников молодежного движения. ХI съезд партии, проходивший в Залах народных собраний, официально закрепил идеологию Мао Цзедуна. Преемником Мао назван Линь Бяо.

В 1960-е годы начинается травля драматурга У Ханя и его пьес о Хай Жуе, сановнике династии Мин. Историк подверг критике верхушку власти, чем вызвал восторг у публики. У Хань, приверженец раскопок Динлин, был осужден, умер в тюрьме. Кампанию по «революционизации театра» возглавила Цзян Цин. Старое разрушалось под корень, новое создавалось на базе идеологии властей. Отрицалось значение мировой и китайской литературы, созданной до 1966 года. Она не соответствовала «новой эре в истории человечества». Начались организованные походы на идеологическое кино.

Культурная революция в Китае. Начало репрессий

Председатель ЦК КП Китая Мао Цзэдун в 1966 году объявил о начале «культурной революции», призванной «реставрировать капитализм» в КНР и «бороться с внутренним и внешним ревизионизмом». Как отмечают историки, эта серия идейно-политических кампаний была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой.

В конце 50-х годов наметился разлад в отношениях между СССР и Китаем, что привело к расколу международного коммунистического движения. Мао Цзэдун видел угрозу собственной власти в Коммунистической партии Китая в разоблачении культа личности Сталина на XX съезде КПСС, курсе Хрущева на постепенную либерализацию в экономике.

В свою очередь в СССР также были недовольны политикой Мао и отозвали всех советских специалистов, работавших в КНР. Апогеем конфликта между двумя странами стали столкновения на границе вокруг острова Даманский на реке Уссури.

Еще одной причиной для проведения «культурной революции» стал провал политики «большого скачка». В 1958 году в Китае был объявлен курс на строительство «нового Китая». Изначально направленный на укрепление индустриальной базы и резкий подъем экономики, он обернулся одной из крупнейших трагедий китайского народа.

Выбранный курс обошелся Китаю почти в $70 млрд, примерно 45 млн человек погибли от голода. Недовольные этим политическим курсом стали формировать оппозицию, в которую входили также председатель КНР Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Мао, понимавший, что удерживать власть все сложнее, начал политику массового террора.

Начало «культурной революции» в Китае совпало с очередной кампанией «самокритики», которая заключалась в том, что китайцы (в том числе и партийцы) должны были в письменной форме изложить свои ошибки перед партией. Этой своеобразной традиции должен был последовать и председатель КНР Лю Шаоци, а также его соратники, что использовал в своих интересах Мао.

Этап 3. Смерть Мао Цзэдуна «группа четырех»

В 1976 году после смерти Мао Цзэдуна на некоторое время политическая власть сосредоточилась у нескольких людей, которые считаются его последователями. Их было четверо, среди них находилась его жена. Они хотели продолжать проводить прежний курс. Поэтому иногда их непродолжительное правление выделяют в качестве отдельного, последнего этапа культурной революции.

Однако в партийной элите уже сформировались силы, стремившиеся прекратить эту кампанию и смягчить режим. Поэтому сторонники Цзэдуна скоро были арестованы. Их группу обозначили как «банду четырех». Новое руководство свернуло прежние меры. В науке считается, что свержение последователей Мао Цзэдуна является завершением культурной революции в Китае, начавшейся в 1966 году.

Каннибализм в провинции Гуанси

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?

Чёрная страница истории Китая

Согласно исследованию китайского диссидента и писателя Чжэн Йи, в провинции Гуанси были съедены сотни, а возможно и тысячи людей во время культурной революции. Во время пребывания в красной гвардии в Гуанси, Чжэн неоднократно слышал страшные рассказы о людоедстве, но никогда не был свидетелем подобного. В 80-х годах он вернулся в провинцию, чтобы узнать подробности и выяснить правду. К своему удивлению, Йи нашёл свидетелей и участников этих преступлений. Они без зазрения совести рассказывали, как убивали и поедали людей. При этом каннибализм не был вынужденной мерой, он носил идеологический характер. Они верили, что недостаточно просто убить врагов революции, необходимо уничтожить их полностью. Съесть сердце, мозги, печень и даже гениталии. Каннибалы даже устраивали семейные и дружеские банкеты с шашлыками и барбекю. В округе Уксуань всё было ещё хуже. Группы людей подкарауливали своих жертв и набрасывались прямо на улице. Некоторых резали и сдирали с них кожу заживо. В 1968 году произошло чудовищное происшествие: мужчину ударили по голове и, ещё живого, кастрировали, содрали кожу и расчленили. Дети и старики тоже принимали участие в акте каннибализма. К примеру, одна старуха была известна своей манерой вырезать и поедать глаза жертв. А ещё один случай рассказывает, как школьники убили свою учительницу, пожарили и съели прямо в школе.

Случаи каннибализма были слабо известны за пределами Китая, пока Чжэн не написал о своём исследовании. Книга «Алый мемориал» вышла в 1993 году и была запрещена в Китае. Официальные лица до сих пор избегают разговоров на эту тему.

Популярные статьи  Карта Гонконга

Разумеется, ни один диктатор, ни один руководитель любой страны не признаются в зверствах и преступлениях, произошедших в государстве под их управлением. Таких примеров, к сожалению, тысячи и найдутся они в истории каждого уголка Земли. Остаётся лишь надеяться, что исторический экскурс всё же послужит напоминанием о чудовищных ошибках прошлого, которые не стоит повторять в будущем.

Проект 571

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?

От мщения тирана не защищены даже его приближённые

Одним из доверенных лиц Мао Цзэдуна в 60-х годах был генерал Линь Бяо. Он был заместителем председателя коммунистической партии и преемником Мао. Линь без последствий прошёл через репрессии культурной революции и постепенно получал всё больше и больше влияния в партии. Это обеспокоило Мао Цзэдуна, и в результате генерал оказался в опале вместе со всеми сторонниками. К 1971 году он был полностью изолирован от партийного руководства. 13 сентября того же года он вместе со своей семьёй пытался сбежать на самолёте в Советский Союз. Они так торопились, что забыли взять второго пилота и штурмана, а также загрузили недостаточно топлива для перелёта. Как утверждают официальные источники, самолёт пересёк границу с Монголией и разбился. Выживших на борту не обнаружилось. Советская сторона изучала останки, чтобы определить, есть ли среди них Линь. За пару дней перед крушением был раскрыт антиправительственный заговор с Линь Бяо во главе. Заговор с кодовым названием «Проект 571» имел задачу убить Мао Цзэдуна. Согласно партийным отчётам, глава мятежников пытался бежать после раскрытия заговора. Несмотря на то что партия придерживается этой версии, до сих пор не утихают споры насчёт «проекта 571». Есть версия, что организатором был Линь Лиго, а не его отец Линь Бяо. Вполне возможно, что сам он был невиновен.

Резня в округе Дао

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?

Паника и слухи рождают чудовищ

Летом 1967 года в округе Дао провинции Хунань пошли слухи о вторжении Вьетнама в Китай. Также в народе стали говорить о том, что Гоминьдан (вьетнамская правящая партия с националистичным уклоном) находится в сговоре с анти-революционерами и видит целью захватить материковый Китай. Анти-революционеры пытались устроить массовую зачистку округа от коммунистической партии и местных крестьянских лидеров. Хотя само вторжение было чистой воды слухом, власти подтвердили убийства порядка 4500 человек. Большинство погибших попадали в чёрные списки из 5 групп: богатые фермеры, арендаторы, контрреволюционеры, приверженцы «правых идеологий» и лидеры мнений. Некоторые жертвы были убиты вооружённым ополчением в собственных домах, других же судила толпа. Казнили людей самыми разнообразными способами: закапывали заживо, обезглавливали, взрывали, жгли и стреляли. Насилие не только сходило с рук, но и распространялось на другие округа. В результате чего погибло ещё порядка 4000 человек.

В округе Дао в массовых убийствах участвовали более 14000 человек, однако, лишь 52 участника были арестованы в 80-м году. Остальные избежали наказания.

Начало революции – гонения и репрессии

К 1966 году Мао был ослаблен болезнью, что пошатнуло незыблемость власти коммунистической партии. На мировой и внутренней арене сторонники лидера партии начали испытывать притеснение своих прав. Начало культурной революции предполагало уничтожение в КНР правительства, считавшее коммунизм ошибочным режимом.

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?

Сторонники Мао начинают прослеживать вредные для революции идеи в литературных произведениях, театральных постановках и газетных статьях. Оппозиционеры не ожидали, что после того как болезнь лидера отступит, тот начнет жестокое преследование тех, кто выступал против его власти.

Организованное правительством движение «Хунвэйбинов» встало на защиту идей вождя. Это была радикально настроенная группировка, в составе которой находились в основном молодые приверженцы режима. Они организовали гонение тех, чье мировоззрение отличалось от нужного. Людей стали избивать и пытать. Любой прохожий мог подвергнуться расправе лишь за то, что у того не было с собой книги Мао. Жертвами революционной группировки стали более миллиона людей, включая тех, кого довели до самоубийства постоянными издевательствами.

Для того чтобы стимулировать любовь к правящим властям, в высших кругах стали проводить ужасные встречи, на которых приглашенные занимались каннибализмом. Таким образом, насаждалась нелюбовь к противникам и неверным. Так называемые «банкеты плоти» повторялись более сотни раз. Для того чтобы доказать свою верность приглашенных заставляли убивать пойманных оппозиционеров их съедать их внутренние органы в приготовленном или сыром виде. О них стало известно только после того, как родственники жертв перестали бояться гонений и рассказали всю правду журналистам.

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?

В тот период произошло поистине ужасное для коммунистов событие. В 1953 году скончался лидер коммунистической партии СССР И. В. Сталин. Пришедший в то время к власти Хрущев стал вести политику, осуждающую великого вождя. Для того чтобы не потерять влияние, Мао Цзэдун намеренно ухудшал отношение с соседней державой. Начались стычки на границе и из страны были изгнаны все послы из СССР.

Для того чтобы не вызывать недовольство у простого населения, коммунистическая партия объявила, что началась «Великая культурная китайская революция». Под этим предлогом, на газеты стали давить, чтобы они публиковали только правильные статьи. В детских школах начали учить детей любви к своему вождю и шпионажу за неверными родителями. Таким образом, народ программировали на слепую любовь к Мао.

Те, кто ранее был беден, начали понимать выгоды от таких перемен и власть, которую они получили. Нелицеприятными стали все богатые и хорошо одетые граждане. За нападение и наказание таких людей правительство поощряло. Успешных и состоятельных мужчин начали избивать обычные крестьяне, а ухоженным женщинам отрезали волосы, и вырывали ногти. То, что было отобрано у богатых, нужно было в обязательном порядке предоставлять местным органам власти. Но практически ничего не было доставлено до места, народ переплавлял или перепродавал награбленное.

Дошло до того что образовавшиеся банды начали делиться и враждовать между собой за зону влияния. Они уже начали действовать стихийно, вождь это понимал, но нечего не предпринимал, так как его устраивала такая ситуация. Некоторые группировки, обзаведясь огнестрельным оружием, захватывали целые населенные пункты. Есть данные, что в стычках между бандами использовались артиллерийские установки.

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?

Противостоять данному течению событий пытались оппозиционеры в лице Лю Шаоци и Дэна Сяопина. Однако уже в 1969 году была провозглашена безоговорочная власть и идеология вождя Мао.

Школы кадров 7 мая

После того как первый этап был пройден, было объявлено о создании школ кадров. В них людей обучали необходимым для страны профессиям и попутно выявляли опасных и неверных личностей. За небольшое несовпадение в идеологических ценностях, обычного человека могли отправить на тяжелый каторжный труд. За два года существования таких школ, было сослано более 10 миллионов неверных, по большей части, это были молодые студенты.

Второй этап революции

Второй этап революции предусматривал изменение конституции. Мао решил, что пост председателя коммунистической партии, а следовательно, и стороння власть в стране, должен быть упразднен. Таким образом, Мао становился единственным человеком, обладающим безоговорочной властью. Препятствовать этому пытались Линь Бяо и Чэнь Бода, которые предприняли попытку гражданского переворота. Но неудачное восстание привело к тому, что они были публично казнены как предатели.

В 1973 году, было решено укрепить идеи Мао и в армии. Начали функционировать органы, которые выявляли военных с отличными от правильных идеями. То же самое было проведено в профсоюзах и молодежных организациях.

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?

Ввысь в горы, вниз в села

Данная программа была разработана для того, чтобы поднимать небольшие села и деревни. Молодежь и военные начали насильно свозиться в места, где нужно было тяжело трудиться. Также, в такую ссылку отправляли провинившихся или неугодных граждан. Тех кто выступал против данной программы казнили.

Оцените статью
Роман Павлов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Культурная революция в Китае 1966-1976 – как происходила?
Azure Resort 5 Китай Хайнань отзывы за 2022 год