Великая Китайская стена

Строительство Великой китайской стены

Гигантская стена протянулась на севере страны, вдоль горной системы Иньшань. Ее длина составляет 6259 км (со рвами и насыпями — 8851,9 км). Если посчитать все ее ответвления, то выйдут все 21 196 км.

Великая Китайская стена

Стену начали строить в 3 веке до н.э., в период Воюющих царств. Отдельные участки появились даже раньше, при династии Восточная Чжоу. Вначале появились отдельно стоящие дымовые башни, призванные предупреждать о приближении врага. Отдельные царства Цинь, Янь и Чжао предпринимали попытки отгородиться стеной от соседей.

При императоре Цинь Шихуанди эти отдельные стены и башни были соединены. Стена протянулась от Линтао до Лиаодонга. Она выполняла две функции: усложнила доступ в Китай кочевникам, и четко обозначила границы только что объединившейся империи. Кроме стены, Шихуанди прославился (уже после смерти) своим мавзолеем сТерракотовой армией.

Великая Китайская стена

Сложно сказать, сколько человек действительно были задействованы в строительстве. Называют цифры от 300 000 одновременно работающих человек. Многие погибали от эпидемий, голода, изнурительного труда. Им на смену тут же присылали других. Всего к работам были привлечены от 1 до 2 миллионов китайцев, в течение 10 лет.

Династия Хань продлила стену до 8000 км. Племена гуннов объединились в большое и сильное войско, поэтому китайским императорам приходилось особенно зорко следить за своими границами.

Великая Китайская стена

Идея была амбициозная — и провальная. Степные народы сяньби, юэчжи, маньчжуры неоднократно прорывались через укрепления.

Чингисхан в 1215 году захватил Пекин, и остался в Китае на 150 лет. Несмотря на это, последующая династия Мин все равно продолжила строить этот дорогой и бессмысленный забор. Другой монгольский хан Алтан в 1550 году ее просто… объехал с восточной стороны! Через год лазейку замуровали.

Достраивали новые участки до 1600-х годов, а в последние десять лет строительство возобновилось — стену восстанавливают для потехи туристов. Красивая история о том, что стена видна из космоса — выдумки, но это не мешает ей оставаться потрясающим сооружением.

Интересные факты

  • Говорят, что стену прекрасно видно из космоса и даже с Луны. Об этом заговорили еще в 1774 г., но это совсем не так, космонавты, действительно бывавшие в открытом космическом пространстве (в том числе и Нил Армстронг), говорят, что не видели ее.
  • Не правда и то, что связующий кирпичи раствор делали из человеческих костей. Этот миф придумали напуганные местные жители строители. Для кладки кирпичей использовали рисовую муку, которая довольно клейкая.
  • Под натиском времени и военных действий бесследно исчезла целая треть стены. А многие части разрушали во время строительства , чтобы на их месте возвести новые.
  • На Западе первое упоминание о стене датируется 4 в. н.э. Однако официальным открытием Великой стены европейцем считается 1605 г., его сделал Бенту де Гойс.

Великая Китайская стена4. Интересные факты

Сложности строительства

Великая Китайская стена

При строительстве Великой Китайской стены погибали десятки тысяч работников. Это было связано с тем, что одновременно работало до трехсот тысяч человек. Условия были очень тяжелыми. Часто работающие жили впроголодь. Из-за плохих условий жизни строители постоянно болели и умирали. По одной из легенд Великая Китайская стена стоит на костях погибших строителей. Молотые кости использовали для соединения камней. Эта версия опровергается учеными. По всей вероятности, умерших строителей передавали родственникам для захоронения.

Как долго строили

Великая Китайская стена

Точные сведения о том, сколько времени строили Китайскую стену, отсутствуют. Основной объем строительства был выполнен всего за 10 лет. Но ремонтировалась и достраивалась стена столетиями. Можно сказать, что возведение стены длилось около двух тысячелетий. До нашего времени дошло много сведений о том, как строили Великую Китайскую стену.

Кто строил стену

В возведении Великой Китайской стены принимало участие до 20% тогдашнего населения Китая. Это более 1 000 000 человек. На постройку стены направляли преступников, отбывающих наказание. Также китайская стена возводилась рабами, солдатами, а также крестьянами.

Из чего строили

Великая Китайская стена

Сначала китайскую стену насыпали из земли, но такая стена быстро разрушалась. Позднее стали возводить стены из каменных блоков, засыпанных землей. Во время правления династий Мин и Хань стали применять кирпичи, которые скрепляли специальным рисовым клеем. Для прочности в него добавляли гашеную известь.

При правлении династии Хань один участок был произведен из дерева. Он представляет собой несколько рядов бревен, между которыми располагаются раскрошенные камни.

Самые прочные участки стены возведены из мрамора фиолетового цвета. Мрамор добывался в горной части Китая. Два таких участка расположены недалеко от города Цзянъань, а один располагается в горах Ячнышан. К сожалению, эти участки стены недоступны для посещения туристов, поэтому самостоятельно осмотреть фиолетовую стену нельзя.

Устройство китайской стены

Великая Китайская стена

Если посмотреть на Великую Китайскую стену сверху, то она напоминает громадного сказочного дракона, защищающего страну от нападения вражеских войск.

На всем протяжении стены расположены башни, в которых сделаны бойницы. Они были направлены в разные стороны, чтобы иметь возможность отбивать атаки противника. Также были предусмотрены наблюдательные площадки, склады оружия и специальные помещения для воинов.

Расстояние между башнями составляло двести метров, чтобы стрелы, выпущенные из соседних башен, перекрывали все пространство перед стеной. Участки, построенные в различные времена, отличаются по архитектуре. Каждые десять километров на стене располагались сигнальные башни (они отличались большой высотой). На них располагались дозорные, которые следили за появлением вражеских войск. В случае опасности они разводили костер, извещая соседние сигнальные башни о приближении противника.

Размеры

Великая Китайская стенаЗастава Цзяюйгуань — западный конец Великой Китайской стены

Великая Китайская стена берет свое начало в уезде Шаньхайгуань, который находится в провинции Хэбэй на севере Китая. Этот уезд в древние времена был важным стратегическим рубежом на границе с Монголией и Маньчжурией. Начинаясь у Желтого моря, дальше Великая Китайская стена идет в западном направлении. Концом стены считается застава Цзяюйгуань, которая располагается в провинции Ганьсу и где начинается пустыня Гоби. Сооружение состоит из отдельных участков, которые строились в разные годы при разных императорах.

Длина Великой Китайской стены составляет 8850 километров по современным вычислениям. При подсчетах китайской стены в километрах учитывались все ответвления, расположенные на территории страны. Там учтено около 6260 километров возведенных стен. Около 360 километров составляют траншеи, а на природные защитные сооружения (реки, горы и др.) приходится около 2232 км. Если при подсчете длины Китайской стены учитывать разрушенные временем участки, то общая длительность возведенных укреплений исчислялась бы 21 190 километрами.

Великая Китайская стена

Большая часть стены возводилась в горной местности, поэтому придерживаться единых размеров по всей протяженности стены было невозможно. Толщина стен варьируется от 5 до 9 метров. Внизу стена, как правило, на один метр толще. Стены доходят до 10 метров в высоту, но в среднем это от 7 до 7,5 метров. На внешней стороне располагаются прямоугольные зубцы, высота которых составляет полтора метра.

Стена династии Суй (Suidynastins)

Сразу же, когда император Вэн объединил Китай в 581 году и создал династию Суй (581-618), началось строительство оборонительных стен. Для защиты от турок всего за 20 дней была построена стена на северо-западе провинции Шаньси. Тем не менее, турки быстро прорвались через эту преграду и династия Суй начала строить длинные стены и размещать тысячи солдат на границе. Кроме того в тот же год реставрировались и достраивались части стен, построенные предыдущими династиями.

Позже были построены стены в Ордосе (Нинся, Шэньси и Внутренняя Монголия)

В 585 году было построено 350 км стены довольно близко к тому месту, где в последующем будет построена стена династии Мин. В строителсьве было задействовано 30 000 человек.

Интересные факты о Великой китайской стене

— Длина стены составляет 8852 км.

— Это одно из самых посещаемых мест в мире — сюда ежегодно приезжает более 40 млн. туристов.

— Видно ли китайскую стену из космоса? Конечно нет, хотя это распространенный миф.

— Стена — самое длинное искусственное сооружение в мире, а вместе с тем самое большое кладбище,  ведь во время строительства умерло более миллиона человек.

Популярные статьи  Экскурсии на Хайнань – какую выбрать

— При укладке каменных блоков использовалась клейкая рисовая каша с примесью гашеной извести.

— Крайняя восточная точка стены находится в городе Шанхайгуань, где она выходит к Желтому морю, а западная — в округе Цзяюйгуань — в пустынях провинции Ганьсу.

— Ошибка думать, будто китайская стена — это непрерывное сооружение. На самом деле ее участки перемежаются с природными препятствиями.

Великая Китайская стена

Участок Мутяньюй

Участки Великой китайской стены

Вы можете приехать на стену в любом месте, но наиболее популярными являются участки Бадалин, Мутяньюй и Сыматай, расположенные близко к Пекину. Они отреставрированные, и туристов здесь довольно много. Тем, кто хочет посмотреть на стену без блеска, такой какой она является на самом деле, стоит ехать в Цзянькоу и Хуанхуа.

По совету хороших людей, я поехал в Мутяньюй — сюда относительно легко добраться из Пекина, а место хоть и туристическое, но людей не так много, к тому же виды отсюда просто замечательные!

Значение сооружения

Жители Китая неоднозначно относятся к культовому сооружению. С одной стороны, некоторые называют ее бесполезной постройкой, ведь она явно не выполняла свои функции.

Дело в том, что завоеватели без труда пересекали ограждение на слабо укрепленных фрагментах или попросту подкупали, запугивали, убивали стражей. Кроме того, на строительство отправляли самых сильных мужчин, откуда они чаще всего уже не возвращались.

Их оппоненты говорят о стене как об олицетворении стойкого и созидательного китайского характера. Подтверждение тому – миллионы посетителей ежегодно, огромный интерес выходцев с Запада, проявившийся еще во времена династии Цин. Сейчас каждый год здесь проводятся соревнования по легкой атлетике под названием «Великая стена».

Как я в Китае стену искала

Участков стены сохранилось много. Я побывала в Сыматай (Simatai), в 100 км от Пекина. Из доступных на общественном транспорте этот кусочек стены менее многолюден и более живописен, чем его собрат вблизи столицы.

Существуют более дикие, дешевые (или вообще бесплатные) участки. Кто-то даже ночевал там в палатке — например, этот парень с пакетом, как у моей мамы.

Великая Китайская стена

Хитрые китайские таксисты

Вооружившись рекомендациями с форума Винского, я смело прыгнула в первый автобус. Как и предсказывали на форуме, на маленькой остановке посреди ничего в салон зашел таксист и начал орать: «Сыматай, Сыматай, стена, грейт вол, вылезай». Я молчу, зная, что мне обязательно нужно добраться до конечной остановки. Но таксист не отстает.

Толпа китайцев в салоне начинает нервно оборачиваться, водитель не двигается с места и лишь поддакивает. Я жестами объясняю, что не хочу выходить. Сую водителю и всем пассажирам под нос бумажку с иероглифами, которые (теоретически) должны были означать «конечная остановка», энергично трясу башкой и отказываюсь выходить.

Великая Китайская стенаВход в деревню Губей

«Автобус до стены, смол бас» — надрывается таксист, китайцы пялятся, водитель стоит. Ситуация становится неловкой, прошло больше 10 минут, я сдаюсь под натиском и выхожу из автобуса. Автобус тут же уезжает, таксисты ехидно ухмыляются и тычут пальцем в такси: «small bus».

Извергая из себя проклятия, я бросаюсь под колеса следующего проходящего мимо автобуса. Он притормаживает, но не открывает двери, но я разъяренно долблю в них кулаком и меня пускают внутрь. За проезд не плачу из принципа, но водитель и не настаивал. Через 15 минут мы прибыли на конечную остановку.

Ожидание второго автобуса сопровождалось уверениями других таксистов, что ни автобусов, ни самого Сыматая не существует. К поездке нужно готовиться, как на войну — таких навязчивых таксистов я нигде в Китае не видела.

Великая китайская стена в Сыматай

Великая Китайская стена

Секция Сыматай была построена в середине 6-го века, во времена династии Северная Ци. В первые годы правления династии Мин, в конце 14 века, ее расширили и перестроили, чтобы усилить военную оборону на севере. Строительством руководил генерал Ци Цзигуан.

Стена разделена с востока на запад водохранилищем Сыматай. Над ним проложен зиплайн для туристов.

Великая Китайская стена

На стену можно подняться на фуникулере, но это не спортивно. Пеший подъем занял у меня примерно час. Людей на стене оказалось на удивление мало, иногда я была на стене совсем одна.

Расстояние между сторожевыми вышками составляет около 100–200 метров, а ближайшие две стоят всего в 44 метрах друг от друга.

Стена убегает каменной змейкой в обе стороны по горам. По ней можно прогуляться 5 километров до участка Цзиньшаньлин, но в 2015 году проход был закрыт. Между различными участками стены организуют треккинговые туры, некоторые из них длятся аж 9-10 дней.

Великая Китайская стенаКарта с сайта chinahighlights.com

Как добраться до Сыматай

На общественном транспорте придется добираться с пересадкой. Первым делом нужно найти в Пекине автовокзал Dongzhimen, и сесть на автобус №980 до города Миюнь (密云). Ехать строго до конечной (!). Оттуда переходите шоссе, и садитесь на автобус №51. Он едет до Water Town (деревня Губей).

Время в пути — 2 часа, билеты обошли в 50 юаней, если не ошибаюсь.

Есть прямой автобус из Дунчжимэня в водный город Губэй. В Дунчжимэне есть огромное автобусное депо, но автобус в Губэй отправляется с «внешней улицы» Дунчжимэнь (по-китайски 东直门 外) . Ее довольно сложно найти, поэтому мы и уехали с пересадкой.

Великая Китайская стена

Оттуда попасть в Сыматай можно двумя способами: за 180 юаней через Губей, или напрямую на стену за 40 юаней. Когда я там была (в 2015 году), для посещения стены нужно было зарегистрироваться за сутки на каком-то сайте, да еще с китайского номера телефона. Сайт не сработал, номера у меня не было — пришлось платить фулл прайс.

В интернете пишут, что существует прямой автобус от кассы в 10:00, 12:00 и 14:00. Он пересекает Губей без остановок, и довозит туристов до канатной дороги. Время возврата — 12:30, 13:30, 15:30 и 16:30. В таком случае за посещение нужно будет заплатить только 40 лари. Бронь можно оформить на www.wtown.com/

Прямой автобус обратно в Пекин уходит в 13:00, 17:00, 21:00 по будням. Дополнительный автобус пускают в 19:00 по выходным и праздникам.

Что разрушает стену

Фрагменты стены, которые значительно удалены от туристического паломничества, находятся в ужасающем состоянии. При этом разрушает их не только время. Факты гласят, что в провинции Ганьсу из-за нерационального способа ведения сельского хозяйства пересохли почти все подземные источники, поэтому в последнее время этот район стал местом возникновения сильнейших песчаных бурь. Из-за этого здесь уже исчезло с лица земли около сорока километров стены (из пятидесяти), а высота уменьшилась с 5 до 2 метров.

Довольно часто стену разбирают местные жители, когда собираются построить там, где она проходит, деревню или же банально нуждаются в строительном камне для возведения своих домов. Другие факты свидетельствуют о том, что стену разрушают при строительстве шоссе, железной дороги и т.п. У некоторых «художников» поднимается рука разрисовывать стены граффити, что также не способствует целостности образа.

Экскурсии на великую стену

Китайская стена имеет четыре основных участка, пользующихся наибольшей популярностью среди туристов.

Самым посещаемым из них является Бадалин, названный так в честь близлежащей горы. Этот участок находится примерно в 60 километрах от Пекина; длина маршрута же составляет примерно 50 километров. Все желающие могут посетить Бадалин с 06:00 до 22:00 в летние месяцы, и с 07:00 до 18:00 зимой. Входной билет стоит 45 CNY ‒ 50 CNY: за эти деньги можно прогуляться по стене, посетить посвященный ей музей и посмотреть короткометражный фильм о ее возведении в Circle Vision Theatre.

Участок под названием Мутянью, находящийся в 95 километрах от Пекина, является вторым по количеству посетителей. Причиной тому служит, во-первых, живописная красота местной природы, а во-вторых, определенные трудности во время прогулки. Дело в том, что участок располагается в горной местности, поэтому единственным приемлемым способом добраться до него — воспользоваться специальным фуникулером. Но и это еще не все: в Мутянью построено очень много лестниц, чьи ступени имеют разные размеры. По замыслу архитекторов, такие препятствия должны были существенно замедлять врагов.

Участок открыт для посещений с 06:30 до 18:00. Стоимость билета — 45 CNY ‒ 50 CNY, но придется доплатить еще от 65 CNY до 80 CNY за билет на фуникулер.

Еще один востребованный участок — Симатай, располагающийся в 115 километрах от Пекина. Здесь от путешественников потребуется еще большая степень выносливости: стена построена вдоль гор и обрывов, а башни расположены на расстоянии 40 метров друг от друга. Тем не менее туристы часто отправляются именно в Симатай: здесь можно увидеть очень красивые башни, украшенные резьбой, а также подняться на Башню Пекина, чья высота — почти одна тысяча метров над уровнем моря. Кроме того, этот участок имеет еще две примечательные постройки — Небесный мост и Небесную лестницу.

Популярные статьи  Чай Да Хун Пао

График работы участка Симатай — с 08:00 до 17:00. Билет стоит 40 CNY, подъем на фуникулере — от 90 CNY до 160 CNY.

Замыкает четверку востребованных экскурсионных маршрутов участок Джиншанлин. Это наиболее удаленный участок из всех — 130 километров от Пекина. Протяженность стены в этой местности достигает 11 километров, количество сторожевых башен — 24.

Время работы — с 08:00 до 17:00. Стоимость билета — 65 CNY, поездка на фуникулере — 40 CNY.

Великая Китайская стена

Интересные факты и легенды

Многих людей очень интересует вопрос, видно ли стену из космоса? Проведя массу исследований, ученые пришли к выводу, что человек может увидеть сооружение с орбиты, если только будет обладать семикратной остротой зрения.

Тем не менее воздушные судна, осуществляющие перелеты из Россия в Китай, чаще всего пролетают именно над главной китайской достопримечательностью, так что ее все же можно увидеть в иллюминаторе.

Народная легенда гласит, что ни одна смерть во время строительства не прошла даром. Строительный раствор, применяемый для скрепления каменных плит, якобы изготавливался из человеческих костей. Разумеется, это всего лишь страшилки: на самом деле в состав раствора входила лишь рисовая мука.

Однако строители все же относились к смерти весьма уважительно. Когда кто-либо из них умирал, его хоронили согласно определенному ритуалу: вместе с телом в гроб помещали клетку с петухом. Считалось, что петушиный крик не даст духу умершего заснуть до выхода процессии за пределы стены. Если же петух замолкал раньше положенного, то дух умершего не обретал покой и был вынужден бродить вдоль постройки многие века.

Еще один миф, касающийся загробной темы, повествует о жене фермера по имени Мэн Цзянной, которая потеряла мужа из-за строительства сооружения. Женщина пришла на место смерти и стала горько плакать. Внезапно стена разрушилась, и в груде камней Мэн нашла кости покойного мужа, которые были преданы земле по древнему обычаю.

Сложности строительства

С приходом к власти Цинь Шихуанди началась изнурительная, тяжелая работа по возведению длинной стены, которую прокладывали рядом с холмами и горами, отрогами и ущельями, плавно огибая их. При императоре Цинь китайскую стену интенсивно строили 10 лет.

Великая Китайская стена

2 миллиона человек, насильно согнанных на строительство, круглый год день и ночь возводили конструкцию из камня и глины. Крестьяне, рабы, преступники, даже солдаты императорской армии таскали каменные блоки и присыпали грунтом.

Сотни тысяч рабочих умирали от голода, нехватки питьевой воды, изнурительной работы и эпидемий. Погибших хоронили рядом со стеной и доставляли новых рабочих. В народе постройку назвали самым длинным кладбищем в мире.

Великая Китайская стена

За малейшую провинность людей отправляли на тяжелую стройку, забирали сильных мужчин, разбивались семьи, рушились судьбы людей. Народ роптал, массовые восстания против мобилизации на работы вспыхивали в разных регионах империи. С последним бунтом в 1644 году при династии Мин стройка остановилась.

Эффективность стены как оборонного сооружения

Несмотря на то что китайцам удалось возвести стену впечатляющих масштабов, как оборонное сооружение она никуда не годилась: враги без труда отыскивали плохо укреплённые участки, в крайнем случае – банально подкупали стражников.

Примером эффективности этого сооружения как оборонной конструкции вполне могут послужить слова средневекового историка Ван Сытуна, который говорил о том, что когда власти объявляли о возведении стены на востоке страны, варвары обязательно нападали с запада. Они с лёгкостью разрушали стены, перебирались через них и грабили – что хотели и где хотели. Когда они уходили, стены начинали возводить снова.

Несмотря на все критические замечания, в наше время китайцы придали своей стене новое значение – она стала символизировать несокрушимость, выносливость и созидающую мощь нации.

Что посмотреть

Великая стена — конструкция не цельная. За 2700 лет существования многие ее участки превратились в руины, а то и вовсе были полностью разобраны. Поэтому подразумевается путешествие к определенным сегментам, чаще всего полностью восстановленным, размещенным неподалеку от крупных городов с развитой туристической инфраструктурой.

На Бадалине часто бывает не протолкнуться — это «благодаря» небольшому расстоянию от Пекина (80 км), развитой инфраструктуре (гостиницы, рестораны, фуникулер) и, конечно, прекрасным пейзажам.

Бадалин — самый популярный и наиболее уцелевший участок Великой стены. Здесь побывали королева Елизавета, президенты США Никсон и Рейган, премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер.

Сыматай — один из немногих сегментов, сохранивших оригинальный внешний вид 14 века. На кирпичах, из которых сложена стена, указаны дата, когда они были уложены, и номер воинского подразделения, занимавшегося строительством. Это единственный участок, открытый в вечернее время.

Фишка сегмента Цзиньшаньлин — хорошо сохранившаяся оборонительная система с бойницами, часовыми башнями, воротами и огневыми точками.

Особенности и размеры Стены

Если считать вместе с ответвлениями, созданными в различные периоды китайской истории, то длина Стены будет больше 21000 километров. Изначально этот объект походил на сеть или комплекс стен, которые зачастую даже не имели связи друг с другом. Позже их объединяли, укрепляли, сносили и строили заново, если была такая необходимость. Что касается высоты этого грандиозного сооружения, то она варьируется от 6 до 10 метров.

На внешней стороне стены можно увидеть простые прямоугольные зубцы — это ещё одна особенность данной конструкции.

Зубцы на Стене располагаются на одной стороне и имеют достаточно простую форму

Стоит сказать несколько слов и о башнях этой великолепной Стены. Здесь их несколько видов, они различаются по архитектурным параметрам. Наиболее распространены прямоугольные двухэтажные башни. И в верхней части таких башен обязательно располагаются бойницы.

Интересно, что некоторые башни были возведены китайскими мастерами ещё до строительства самой Стены. Такие башни зачастую меньше по ширине, чем основная конструкция, и места их расположения кажутся выбранными наобум. Башни же, которые возводились вместе со Стеной, почти всегда находятся в двухстах метрах друг от друга (это расстояние, которое не способна преодолеть выпущенная из лука стрела).

Одна из башен на Великой Китайской стене

Что же касается сигнальных вышек, то они устраивались приблизительно через каждые десять километров. Это позволяло человеку на одной вышке увидеть костёр, зажжённый на другой, соседней вышке.

Кроме того, для въезда или входа в Стене было создано 12 больших ворот — с течением времени вокруг них выросли полноценные заставы.

Разумеется, существующий ландшафт не всегда способствовал лёгкому и быстрому возведению Стены: в определённых местах она идёт вдоль горной гряды, огибая хребты и отроги, поднимаясь на возвышенности и опускаясь в глубокие ущелья. В этом, кстати, проявляется уникальность и своеобразность описываемого сооружения — Стена очень гармонично вписана в окружающую среду.

Причины строительства

Первоначальной целью возведения монументального строения была защита древнего Китая от набегов захватчиков со стороны Монголии и Маньчжурии. Помимо того, что постройка защищала страну от кочевых народов, она сыграла еще одну роль – зафиксировала государственную границу.

После того, как император принял решение о возведении стены, ему явился дракон, который оставил свой след на поверхности земли. По этой отметине и было приказано вести строительные работы.

Кто участвовал в строительстве

В десятилетний период, когда размеры стены активно росли, на строительство оборонительного сооружения была направлена пятая часть всего населения страны. Китайскую стену строили около 300 тысяч людей, впоследствии эта цифра выросла до двух миллионов.

Великая Китайская стена

К строительству были привлечены:

  • рабы;
  • солдаты;
  • крестьяне.

В последнее десятилетие в нашей стране распространился миф, говорящий о том, что гигантский памятник архитектуры на самом деле построен вовсе не жителями Поднебесной, а…. русскими. В ответ на логичный вопрос «Зачем?» сторонники этой идеи отвечают: «Чтобы стена защищала от китайцев».

Историю пишут победители и реальные исторические факты могут отличаться от информации, дошедшей до современного мира. Однако на карте отчетливо видно, что между Древним Китаем и славянскими территориями находилась Монголия.

Великая Китайская стена

Еще один факт в копилку того, что миф о славянском происхождении строения выглядит неубедительно – все сохранившиеся древние надписи на табличках выполнены с помощью иероглифов.

Сколько людей погибло при строительстве

Тяжелые условия труда, нерегулярные поставки воды и пищи привели к тому, что во время строительства погибло огромное количество людей. По приблизительным подсчетам общее число умерших составляет примерно полмиллиона китайцев.

Стену, протянувшуюся на много тысяч миль, называют самым длинным кладбищем на нашей планете, которое начинается в провинции Хэбэй и заканчивается на границе Синьцзян-Уйгурской автономии с провинцией Ганьсу.

Популярные статьи  Китайские блюда из свинины

Многие туристы считают, что при посещении ВКС можно увидеть скелеты людей, которых заживо замуровывали в строящемся сооружении. Исследования постройки с помощью магнитометров результатов не дали – массовые захоронения обнаружены не были. Однако стена длится на многие километры и не все они были обследованы. Существует вероятность, что загадка масштабных человеческих захоронений будет решена в ближайшие годы.

Великая Китайская стена

Какой китайский правитель начал строить Стену первым

Начало возведения Стены связывают с именем легендарного императора Цинь Шихуанди. Он сделал много важных вещей для становления цивилизации Китая. В III веке до н. э. Цинь Шихуанди смог объединить враждовавшие между собой несколько царств в единое образование. После объединения он приказал воздвигнуть высокую Стену на северных границах империи (если конкретней, это случилось в 215 году до н. э.). При этом непосредственное руководство процессом строительства должен был осуществлять полководец Мэн Тянь. 

Великий первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди

Строительство длилось около десяти лет и было сопряжено с большим числом трудностей. Серьёзной проблемой стало отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры: дорог для подвоза стройматериалов не было, воды и пищи для людей, занятых в работах, тоже не хватало. Количество тех, кто имел отношение к строительству во времена Цинь Шихуанди, достигало, по оценкам исследователей, двух миллионов. Массово на это строительство переправляли солдатов, рабов, а затем и крестьян.

Условия труда (а это был, в основном, принудительный труд) были крайне жестокими, поэтому многие строители погибали прямо здесь. До нас дошли легенды о вмурованных трупах, о том, что якобы для укрепления конструкции использовался порошок из костей погибших, но это не подтверждается фактами и исследованиями.

Строительство Стены, несмотря на сложности, осуществлялось в высоком темпе

Популярна версия, что Стена предназначалась для предотвращения набегов племён, обитавших на землях севернее. В этом есть доля истины. Действительно, в это время китайские княжества подвергались атакам агрессивных племён хунну и других кочевников. Но серьёзной опасности они не представляли и справиться с развитыми в военном и культурном отношении китайцами не могли. А дальнейшие исторические события показали, что Стена — это в принципе не очень хороший способ остановить кочевников. Много веков спустя после смерти Цинь Шихуанди, когда в Китай пришли монголы, она не стала для них непреодолимым препятствием. Монголы нашли (или сделали сами) несколько брешей в Стене и просто прошли через них.

Главная цель создания Стены, вероятно, заключалась в том, чтобы ограничить дальнейшее расширение империи. Это кажется не совсем логичным, но только на первый взгляд. Новоиспечённому императору было необходимо сохранить свою территорию и при этом не допустить массового исхода подданных на север. Там китайцы могли бы перемешаться с кочевниками, перенять их кочевой образ жизни. А это в конечном счёте могло привести к новому раздроблению страны. То есть Стена имела своей целью закрепить империю в существующих границах и поспособствовать её консолидации.

Разумеется, Стену в любой момент могли использовать с целью перемещения войск и грузов. А система сигнальных вышек на Стене и возле неё обеспечивала быструю коммуникацию. Наступающих врагов можно было заранее увидеть издалека и быстро, разведя костёр, оповестить других об этом.

Бесполезность с военной точки зрения

Теперь подумаем, почему же она не могла использоваться как военный объект? Все просто – именно из-за своей протяженности. В те времена армия Китая была совсем небольшой, и защищала она не столько границы от набегов недругов, сколько императора и его приближенных, а также других феодалов от простых крестьян.

Если раздробить всю имевшуюся армию, посадив по небольшому отряду в каждую башню, то они не смогли бы оказать сопротивления – даже небольшая армия неприятеля, выбрав удачное направление для удара, без труда захватила бы участок крепости, перебив охранников. А если собрать маленькие отряды в большие армии, то они оказались бы на большом расстоянии друг от друга – контролировать всю протяженность стены не получилось бы.

Великая Китайская стена

К тому же, как упоминалось выше, стена представляет собой не прямую, непрерывную постройку, а цепочку отдельных участков, между которыми зачастую зияют провалы в десятки и сотни километров. Что же мешало врагам не ломиться через стену, а спокойно обойти ее, выбрав маршрут через такую дыру?

Так что тот факт, что она не смогла бы при всем желании исполнять военную функцию, вполне очевиден.

Современное состояние стены

Ограждение нуждается в реставрации. Стена разрушается из-за ливней, бури засыпают каменную кладку. Нынешнее правительство Китая ввело штраф за порчу достопримечательности: туристы увозят части стены как сувенир. Местные жители разбирают ее для строительства домов. Художники-вандалы расписывают стену граффити.

Великая Китайская стена

Часть стены снесена по указу властей при строительстве железных дорог или деревень. Власти городов реставрируют стену и прокладывают к ней туристические маршруты. Для посещения туристов доступны участки в окрестностях Пекина, построенные в XVI веке.

Для мирового сообщества стену открыл в 1605 году европеец Бенту де Гойс. На участке стены в Китае ежегодно устраиваются марафоны бегунов, экскурсии, ведутся исследовательские работы и реконструкции.

Современные китайцы к достопримечательности относятся благоговейно. Большинство считает, что тот, кто не побывал на Великой стене, не может называть себя истинным китайцем.

Великая Китайская стена – символ стойкости китайского народа, который не знает равных себе в труде и упорстве. Для возведения сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.

Размеры

По последним подсчетам размеров стены, ее длина составляет 8,85 тыс. км, при этом протяженность с ответвлениями в километрах и метрах подсчитывали на всех участках, разбросанных по территории Китая. Предположительная общая длина постройки, в том числе не сохранившихся участков, от начала до конца составила бы сегодня 21,19 тыс. км.Великая Китайская стена

Так как расположение стены идет, в основном, по гористой территории, проходит как по горным хребтам, так и по дну ущелий, то ее ширина и высота не могли быть выдержаны в единых цифрах. Ширина стен (толщина) находится в пределах 5-9 м, при этом у основания она примерно на 1 м шире, чем в верхней части, а средняя высота – около 7-7,5 м, иногда доходит до 10 м, внешняя стена дополнена прямоугольными зубцами высотой до 1,5 м. По всей длине выстроены кирпичные или каменные башни с бойницами, направленными в разные стороны, со складами оружия, смотровыми площадками и помещениями для охраны.Великая Китайская стена

При строительстве Великой Китайской стены по плану башни выстраивали в едином стиле и на одинаковом расстоянии друг от друга – 200 м, равном дальности полета стрелы. Но при соединении старых участков с новыми, в гармоничный рисунок стен и башен иногда врезаются башни иного архитектурного решения. На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняют сигнальные вышки (высокие башни без внутреннего содержания), с которых дозорные наблюдали за окрестностями и в случае опасности должны были дать следующей вышке сигнал огнем разведенного костра.Великая Китайская стена

Интересные факты

  • С 1987 года стена внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Проводилось исследование, результаты которого оказались ошеломительными: из всех использованных материалов можно было бы выложить стену, проходящую по экватору. Ее высота составила бы 5 метров, а толщина – 1.
  • Названия менялись с течением времени: «Крепость», «Разгул», «Пурпурная граница». Только к 19-му столетию вошло в обиход название, ставшее общеупотребительным в наше время, — «Земляной дракон».
  • Для остального мира достопримечательность стала известна лишь в начале 17 века благодаря выходцу из Европы Бенту де Гойсу.
  • Современные туристы поднимаются на стену самостоятельно по лестнице или на фуникулере.

Великая Китайская стена

  • Строительная тачка была придумана во время возведения крепости.
  • Башни сторожей также выполняли функцию маяков.
  • В 60-70-х годах прошлого века люди начали массово красть камни из стены, чтобы построить дома, фермы, собственные заборы.
  • Достопримечательность за всю историю посетили сотни миллионов туристов, среди них больше трехсот – видные мировые политики.
  • Последнее сражение произошло здесь в 1938 году между Китаем и Японией, позже люди приходили сюда только с мирными, туристическими целями.
  • Исследователи говорят, что в последующие 2-3 десятилетия могут разрушитьсяукрепления на северо-западе из-за антропогенного и природного фактора.
Оцените статью
Роман Павлов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Великая Китайская стена
2022 год по китайскому календарю