Великий шелковый путь

Политические предпосылки

Династия Хань (206 до н.э.-220 н.э.) объединила и укрепила Поднебесную, после долгого периода внутренних неурядиц. Обновленное государство было мощным и амбициозным, а его императоры хотели заявить о себе на весь мир. Кроме того, необходимо было искать союзников против кочевников хунну разорявших окраины Поднебесной. Таких союзников можно было найти только на западе.

Туда по велению могучего императора У-ди (漢武帝) отправились посольства, а вместе с ними богатые дары. В обратную сторону потянулись караваны с ответными подношениями и послами. На тот момент, ни о какой серьезной торговле речи не шло – хунну постоянно старались прервать эту транспортную артерию, захватывая оазисы на дороге и грабя караваны. Для контроля за дорогой китайцы захватили юг нынешнего Синьцзяна – Западный край, где получили ненадежных подданных и постоянные восстания. Союзников на тот момент найти не удалось, расположенные в Средней Азии государства были слабы и не слишком горели желанием воевать против воинственных степняков, даже за замечательные подарки в виде шелка.

История Великого шелкового пути

Началась примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Тогда из Афганистана в государства Ближнего востока стал перевозиться полудрагоценный камень лазурит из Бадахшанского месторождения.

Путь от месторождений Бадахшана на Запад проходил через северные предгорья Иранского плато к городам Двуречья — Уру, Уруку, Кишу, Лагашу. Южным был караванный путь из Двуречья в долину Инда к центрам цивилизаций Хараппы и Мохенджо-Даро.

В северном направлении один из маршрутов достигал Приаралья (в пределах будущего Хорезма). Через этот район осуществлялись поставки лазурита во внутренние области Центрального Казахстана, в Ферганский и Ташкентский оазисы.

Другим важным товаров тех времен был поделочный камень нефрит. Из месторождений в Прибайкалье, Восточных Саянах, оазиса Хотан на западе Китая он через степи Монглии доставлялся в Срединный Китай.

В обратном направлении, с Востока на Запад, в страны Центральной Азии и дальше шли караваны с шелком. Навстречу им двигались торговцы стеклянными изделиями, центр производства которых существовал в Восточном Средиземноморье.

Лучшим временем Великого шелкового пути по мнению Википедии были XIII, XIV, XV века, когда он почти весь находился на территории Монгольской империи и империи Тимура, а за западный участок отвечали венецианцы и генуэзцы. С распадом Империи, захватом Византии турками-османами, открытием морской дороги в Индию, значение Великого шелкового пути снизилось.

Всего несколько раз за всю историю Шелкового пути маршруты полностью контролировались одни государством. Было это в шестом веке при Тюркском каганате, при Монгольской империи в тринадцатом веке и при империи Тимура в четырнадцатом веке

Мы хотим шелк

Мост между разными цивилизациями и культурами, важная артерия торговли и распространения религии и идей. Наконец, это еще и шелк, желанный символ богатства, спрос на который в Европе никогда не снижался.

Великий шелковый путьМы хотим шелк

Шел 53 год до н.э. Римские легионы под командованием Красса с треском потерпели поражение от парфян в битве при Каррах. Те воины, которые пережили поход, вернувшись домой, с восторгом рассказывали о боевых знаменах из изысканной ткани, увиденных в рядах противника. Историки считают, что это, возможно, был первый контакт западного мира с китайским шелком.

Новости быстро распространились, и спрос на шелк стал настолько большим, что удовлетворить спрос в Риме было трудно. Спустя сто лет историк Плиний Старший сетовал, что мода на роскошные восточные материи вынуждает нести ужасные расходы по прихотям римских матрон.

Европейские миссионеры и торговцы

Несмотря на грабеж и непредумышленное убийство, которые предвещали приход монголов. Многие европейские державы не хотели терять надежду на возможный союз с монголами.

Куда бы миссионеры ни отправлялись, торговцы следовали за ними. И ни один европейский путешественник не известен своей связью с Шелковым путем лучше, чем Марко Поло.

Сын венецианского купца, он вместе со своим отцом и дядей отправился в Китай. Чтобы посетить двор Хубилай-хана. Эффект от его обширного и подробного путешествия о путешествии был огромен. Он впервые познакомил христианскую Европу с древней культурной Китая. Для многих исследователей и купцов он составлял основу их знаний об Азии.

Почему же путь – шелковый?

День торговли

По Великому шелковому пути провозили множество товаров: шелк, ювелирные изделия, военное снаряжение, кожу, шерсть, ковры и многое другое. Однако почему данный путь называется именно Великим шелковым путем?

Есть несколько причин для этого.

  • Шелк имеет очень важную особенность – дезинсекционные свойства. Это значит, что в шелковой одежде не водятся вши, блохи и клопы. Из-за этого «не только знатные люди и их челядь, но и простолюдины стремились приобрести такую ткань».
  • Легкость шелка в транспортировке и большая цена за такое изделие.
  • Шелк стал первым и основным товаром, который стали перевозить с Востока на Запад.

Родиной шелководства являлся Китай. Он имел монополию на его производства до V–VI веков, но после этого все равно оставался одним из крупнейших центров производства, наряду со Средней Азией. В средние века Китай экспортировал еще фарфор и чай. Специализация стран Ближнего Востока и Центральной Азии предполагала изготовление шерстяных и хлопчатобумажных тканей, направляемых по шелковому пути на восток, а именно в Китай. Специи для консервации продуктов и изготовления лекарств привозили в Европу из стран Южной и Юго-Восточной Азии.

При осуществлении торговых сделок европейцы покупали дорогие восточные товары, но не могли предложить в обмен на них такие же качественные товары, в связи с чем расплачивались золотом или серебром. Это свидетельствовало о пассивном торговом балансе между западной Европой и Востоком. За весь период своего существования шелковый путь выступал неким каналом «перекачивания» драгоценных металлов из Европы на Восток. Это негативно сказывалось на экономике, поскольку подобная перекачка оказывало отрицательное воздействие на денежную систему. По этой причине, европейские правители устанавливали ограничения на потребление товаров восточного производства и вывоз на Восток драгоценных металлов в виде золота и серебра. Однако принятые меры оказывали лишь незначительный эффект. Конкурентоспособность европейских товаров смогла более менее сравняться с восточными лишь после промышленной революции.

Шелковый путь способствовал передаче не только товаров, но и информации об их существовании и технологии производства. В качестве примера можно привести получившее широкое распространение производство шелка, который изначально изготавливали только в Китае, а затем стали изготавливать в восточном Туркменистане, Иране и Греции. Так же обстояло и с бумагой, которую сначала европейцы покупали, а с XIII века стали изготавливать сами. Китайцы, в свою очередь, благодаря Великому шелковому пути освоили такие сельскохозяйственные культуры, как фасоль, лук, огурцы, морковь и пр. Таким образом, в ходе караванной торговли Запад заимствовал промышленные новшества, а Восток – сельско- хозяйственные, что свидетельствует о существовавшем в Средние века технологическом превосходством Востока, частично сохранявшимся до XVIII–XIX веков. Однако некоторые секреты технологического производства, как, например, производство фарфоровой посуды и оружия, европейцам в эпоху активного функционирования Великого шелкового пути перенять так и не удалось.

Популярные статьи  Тибетский молочный гриб: как использовать и полезные свойства

Географическое положение

Великий шелковый путьКарта Великого Шелкового пути

Фактически, Великий Шёлковый путь был целой сетью сходящихся и расходящихся дорог, пролегающих между Европой и Азией. В отдельные периоды времени те или иные участки пути могли находиться в упадке, а остальные, наоборот, процветать. Обычно, описывая этот маршрут, учёные выделяют две основные трассы:

  • южную, шедшую из Китая на Ближний восток и в Индию через Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизию и т. д.);
  • северную, которая шла из Китая к Чёрному морю через Памир, мимо Аральского моря. Из Чёрного моря можно было легко попасть в Средиземное и доставить товар в Рим и Грецию.

Максимальная протяжённость пути составляла около 10 тысяч километров. Каждый день торговый караван должен был проходить около 25 километров. В общей сложности, дорога проходила по десяткам разных стран.

За счёт функционирования Великого Шёлкового пути и посреднической торговли произошёл расцвет множества городов: Дербента, Бухары, Самарканда, Ургенча, Херсонеса, Ольвии и т. д.

Проект «Один пояс — один путь»

Председатель КНР Си Цзиньпин в сентябре 2013 года выдвинул концепцию «Нового шёлкового пути» под лозунгом «Один пояс — один путь». Эта глобальная стратегия, включающая проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века», предполагает создание обширной инфраструктурной сети по пути от западных границ Китая через страны Средней Азии и Иран в Европу.

Реализация проекта строительства транспортной инфраструктуры (железных и автодорог, трубопроводов, портов) должна привести к существенному росту внутриевразийской торговли и к интенсификации экономического развития огромных внутренних территорий Евразии, а также и стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, куда должен будет дойти «Новый шёлковый путь» (хотя бы в его морской составляющей). Пока осуществляется политическая, информационная и организационная подготовка проекта.

Весной 2015 года для реализации проекта был создан инвестиционный фонд Silk Road Company, и было выделено 40 млрд долларов — небольшая по меркам Китая сумма. В дальнейшем предполагается многократное увеличение этой суммы и участие в финансировании проекта исламских и европейских стран. Ранее, в октябре 2014 года, китайцами был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) — международный инвестиционный банк, который в СМИ называют конкурентом МВФ и Всемирного банка. К маю 2015 года в АБИИ уже состояли почти 60 стран — большинство стран Азии и все ключевые страны Европы.

Объединение проектов разных стран

2 апреля 2015 года министр иностранных дел КНР Ван И предложил объединить в совместном китайско-монголо-российском экономическом коридоре существующие в трёх странах концепции транспортных мегапроектов. По словам Вана И, «построение экономического коридора означает соединение китайской идеи построения экономического пояса Шёлкового пути „один пояс — один путь“, монгольской идеи „степного пути“ и продвигаемой Россией идеи создания трансевразийского коридора».

В сухопутной части «Нового Шёлкового пути» предполагается строительство трёх железнодорожных коридоров. Северный коридор пройдёт через территорию России, а центральный и южный — через территорию Центральной и Средней Азии, в том числе через Казахстан, входящий вместе с Россией в Евразийский экономический союз. Впоследствии железнодорожные коридоры будут дополнены автомобильными.

Главное направление «Нового шёлкового пути» через Среднюю Азию предполагается протяжённостью около 6500 километров, из которых 4000 пройдёт по китайской территории от Тихоокеанского побережья до Синьцзян-Уйгурского автономного района. Далее путь идёт через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Ирак, Сирию и Турцию, а оттуда и в Европу — через Болгарию, Румынию и Чехию в Германию. Планируются ответвления от главного пути в сторону многих других стран.

Морской путь, как и сухопутный, пройдёт по древнему торговому маршруту: из Гуанчжоу в Китае вдоль берегов Вьетнама, Таиланда, Малайзии, Сингапура и Индонезии, мимо Индии в Красное море с ответвлениями в Персидский залив и в Африку, а через Суэцкий канал в Средиземноморье. В качестве отдельной точки входа в Европу до начала украинского кризиса китайцы планировали строительство глубоководного порта в западной части Крыма.

Кроме того, Россия и Китай обсуждают ещё и арктический маршрут: возможное включении проекта развития Северного морского пути (СМП) в стратегию «Нового шёлкового пути».

О чем стоит помнить

Хотя немало направлений в Центральной Азии могут казаться изолированными, в каждом городе есть достойная туристическая инфраструктура. Иран и бывшие советские государства безопасны для посещения. Однако в Синьцзяне время от времени происходят инциденты из-за китайско-уйгурского конфликта. Тем не менее иностранные путешественники не должны рассматривать текущую политическую ситуацию в качестве препятствия. Синьцзян — это регион, где много полиции, часто проводятся проверки. Туристы могут свободно передвигаться и их почти никогда не беспокоят.

В Узбекистане раньше были приняты строгие правила в отношении иностранных путешественников, но теперь законы, касающиеся туризма, упростились. Еще несколько лет назад нужно было регистрироваться в каждом отеле и пансионе и показывать квитанции при выезде на границу. Непредоставление подтверждения регистрации для каждой ночи, проведенной в стране, было равно аресту или депортации. Сейчас это не так. Регистрироваться в отелях нужно, однако чеки на границе никто не потребует. Так что можно смело включить солнечный Узбекистан в свой маршрут по древнему пути.

А вы бы отправились в такое путешествие?

Влияние ВШП на развитие хозяйства

В китайских письменных источниках говорится, что во II-I вв. до нашей эры Уйсунское государство имело торговые отношения с Китаем. 
В китайских источниках есть сведения, что в VI в. западнотюркский каган и его свита носили шелковые халаты.
VII в. был уже временем, когда шелк стал известным всей Евразии.
В середине I в. до нашей эры (сообщают китайские источники) караваны с шелком направлялись в западные страны.
ВШП достиг своего расцвета в раннем средневековье в результате развития торговых связей Китая и Византии.
На международную торговлю выставлялись знаменитые породистые лошади из Средней Азии.
Из стран Востока — слоны, носороги, барсы, львы, декоративные птицы и др.
Благодаря ВШП во многие страны распространились китайские и болгарские сорта перца.
Свидетельствуют о широком развитии торговли вдоль ВШП найденные в Сауране, Таразе, Испиджабе, Туркестане и др. городах медные монеты.
В Согде, Фергане, Западной Сибири были найдены монеты тюркского племени тюргешей.
Производство шелка в Византии и Согдиане было налажено уже в начале нашей эры.
Согдиана уже могла соперничать с Китаем в торговле шелка.
В китайских городах имелись торговые общины согдийцев.
Наиболее дальним пунктом торговли шелком являлась древняя столица Японии — Нара.
Рукопись на согдийском языке хранится в храме японского города.
Производство шелка было налажено и в Японии и в Закавказье.

Популярные статьи  Как сложить китайскую палатку автомат восьмеркой: инструкция с фото и видео

Историческое значение ВШП для развития международных отношений

Оживление использования Шелкового пути на международном уровне началось еще в середине II в. до нашей эры.
Посланники китайского императора У-Ди, направленные с дипломатической миссией в западные страны в 138 г., вернулись обратно лишь спустя 13 лет.
Установление дипломатических отношений между Тюркским каганатом и Византией, чему способствовала торговля через Шелковый путь, было достигнуто в 568 году.
Эти две страны заключили торговодипломатический союз, направленный против Персии (Ирана).
Тюркский каган, который не раз направлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией: Иштеми.
Шелковые наряды с различными украшениями и узорами от имени китайского императора были вручены иранскому шаху.
Казахстанские ветви ВШПЖетысу- главные ворота ВШП на Восток.
Казахские земли испокон веков являлись мостом соединяющим Запад и Восток.
Все средневековые города Жетысу находились вдоль Шелкового пути.
Места расположения зимовок тоже находились в этих местностях.
Ныне имеющиеся современные автомобильные и железные дороги проходят параллельно древнему Шелковому пути.

Великий шелковый путь

  • Главное направление пути, выходящего на Восток, пролегало через юго-восток Жетысу, оно шло через Тараз — Алматы — Шелек (Чилик) — Сумбе — Жаркент — на Восток.
  • Северо-Восточное ответвление через Алматы — Капшагай — Шенгельды — Алтынемель — Дунген — Койлык — мимо озера Алаколь — на Восток.
  • Северное (третье) направление Тараз
  • Кулан — Хантау — Балотопор — Или — Дунген — Айнабулак ответвлялось в двух направлениях.
  • Далее третье направление поворачивало в Сарканд и шло на северо-восток Казахстана, а оттуда — в Монголию.
  • Северное и северо-восточное направления Шелкового пути, выходившие на Восток, соединялись в городе Дунген.
  • Северное направление пути шло на северо-восток Казахстана через город Сарканд.
  • По северо-восточному направлению шел путешественник В.Рубрук в Монголию к Мункэ хану.

Прохождение Шелкового пути в нескольких направлениях имело для населения Жетысу важное значение, поскольку они покупали и обменивали товары у проезжавших мимо торговцев.
Южный Казахстан — одни из главных ворот для выхода на Запад.
Направления Шелкового пути с востока через Жетысу смыкались в Таразе и доходили до Испиджаба.
Отрар был узлом многих караванных путей

  • Отрар-Шавгар
  • Отрар — через Сырдарью — Васидж
  • асидж — вверх по Сырдарье — Сюткент — Шаш
  • Васидж — Дженд — через Кызылкумы — Хорезм и Ургенч — Поволжье — Кавказ — этот отрезок Шелкового пути был основным направлением в Золотую Орду.
  • Тараз — Испиджаб — юго-восточное направление — Шаш (Ташкент)- Самарканд и Бухара — на Запад.
  • Испиджаб — Шымкент — Отрар, Туркестан — Сауран — Сыгнак — Баршынлыкент — Хорезм.
  • Баршынлыкент — Жанкент — по северному побережью Аральского моря — через северо-восток Каспийского моря на Запад.

Второе направление: Жанкент-Северный Казахстан.
Сыгнак — Аксумбе — Центральный Казахстан.
Сауран — Каракорум (Жыланкараул).
Эти пути отходили от основного во внутренние районы Казахстана.
Оба направления Шелкового пути с востока через Жетысу смыкались на юге в городе Тараз и доходили до Испиджаба (Сайрама).
Из Испиджаба одна из ветвей Великого Шелкового пути шла в Шаш (Ташкент). Оттуда в среднеазиатские города Самарканд и Бухару с выходом на Запад. Второе направление из Испиджаба пролегало через Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак, а затем в Баршынлыкенте делилось на два ответвления, одно из которых шло в Хорезм.
Одна из ветвей ВШП проходила по северному побережью Аральского моря через Жанкент.
Из Сыгнака через Аксумбе одна из ветвей Великого Шелкового пути шла в Центральный Казахстан.
Отрар был узлом многих караванных путей. Из Отрара одна дорога шла в Шавгар.
Другая на переправу через Сырдарью и к городу Васидж.
Из Отрара Великий Шелковый путь шел вдоль Сырдарьи в Золотую Орду.
Социально-экономическое значение Шелкового пути для Казахстана Торговые отношения и экономические связи способствовали тому, что народы и племена перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства.
Тюркоязычные племена переняли у согдийцев оседлость.
Согдийцы научились у тюрков скотоводству.
Согдийцы восприняли тюркский язык, переняли тюркские обычаи и традиции. Монгольское нашествие XIII-XIV вв. нарушило торговые связи, и значительно ухудшилось социально-экономическое положение городов, расположенных вдоль Шелкового пути.
Начиная с XVII века, в связи с открытием морских торговых путей торговля через Шелковый путь снизилась.
 

Защита шелковых дорог

Искусство, религия, философия, технология, язык, наука, архитектура и все другие элементы цивилизации подлежали обмену через Шелковый путь вместе с коммерческими товарами, перевозимыми купцами из страны в страну.

Великий шелковый путь

Вдоль сети маршрутов также распространялись болезни, о чем свидетельствует распространение бубонной чумы 542 г. н.э., которая, как считается, прибыла в Константинополь через Шелковый путь и уничтожила Византийскую империю.

Закрытие Шелкового пути вынудило торговцев выходить в море, чтобы продолжить свою торговлю, тем самым инициировав Эпоху Открытия (1453-1660 гг. н.э.), которая привела к всемирному взаимодействию и началу глобализации общества.

Великий Шелковый путь — Путеводитель

Великий Шелковый путь… Что мы о нем знаем? Воображение сразу же рисует бескрайнее песчаное море знойной пустыни. Рассекая барханы, словно волны, бредут по ней нескончаемые караваны, нагруженные богатыми товарами…

Но, это только лишь часть истории. Великий Шелковый путь протянулся на тысячи километров, ведя караваны и по палящим пустыням, и по живописным оазисам, и по горным перевалам. На протяжении пути возникали, расцветали и опустошались города и целые цивилизации. Немало разрушительных войн, пожарищ, голода и мора видели древние города, расположенные вдоль Шелкового пути. Веками шумели разноязычные восточные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли купцы для продажи европейцам драгоценные шелка и каменья, пряности и красители, золото и серебро, экзотичных птиц и зверей.

Великий Шелковый путь –  грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и ставший причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и даже государств.

Как же возник этот удивительный маршрут, ставший впоследствии источником культурного обогащения Запада и Востока? Обратимся к увлекательной истории Шелкового пути.

Факты о шелкеИстория шелководства в КитаеПроцесс получения шелка в древнем Китае

Окраска шелковых тканейРаспространение шелководства на ЗападСовременное производство шелка

Китай- Кыргызстан — Казахстан — Таджикистан — Узбекистан — Туркмения — Иран — Азербайджан — Грузия

Великий шелковый путь

Маршруты Великого Шелкового пути

Великий Шелковый Путь никогда не был единой магистралью. В его систему входило несколько ветвей караванных дорог, которые проходили через разные перевалы в горных хребтах, в обход пустынь.

Первоначально Шелковый путь брал свое начало в Чаньани — древней столице Китая — и шли вдоль северного Тянь-Шаня к Дуньхуа – городу у окраины Великой Китайской стены. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через Турфан в долину реки Или. Средняя (так называемый Южный путь) от Чаочана к южному берегу Иссык-Куля — через Хотан и Яркенд, вела в Бактрию (северный Афганистан). Здесь Южный путь расходился на два другие маршрута: один вел в Индию, другой на Запад и в Мерв, где сливался с Северным Путем. Далее, он проходил через Нису — столицу Парфии, Иран, Месопотамию и далее через Багдад шел в Дамаск, доходил до Средиземноморья. Далее о маршрутах Великого Шелкового пути.

Популярные статьи  Юньнань в Китае – чайная провинция

История Великого Шелкового Пути

Основание Шелкового пути относят ко II веку до н.э., когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. До II в. до н.э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии – Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Каракорум, Гиндукуш, Гималаи — скрывали древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира. Открыть богатейшее западное направление помог случай.

История Великого Шелкового ПутиНачало расцвета ВШПТюркский каганатАрабский период

Монгольский периодЭпоха ТимуридовУпадок Великого Шелкового Пути

Товары Великого Шелкового Пути

Товары по Великому Шелковому Пути шли в основном с востока на запад. И, как это следует из названия, главным товаром в этом списке был шелк. Благодаря своей легкости, компактности, громадному спросу и дороговизне он являлся идеальным предметом торговли для перевозки на дальние расстояния.

Еще в средние века венецианский купец Марко Поло назвал эти караванные пути шелковыми. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 году ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай». Далее о товарах Великого Шелкового Пути.

Дополнительно о Великом Шелковом Пути

Торговая культура Великого Шелкового Пути
Взаимопроникновение культур

Великий Шелковый Путь — Культурное наследие — И.Н. Никитенко

Бухара и Фергана на Великом Шелковом пути — Фарход Касимов

Кораблем в Китай вдвое быстрее

Торговцы все смелее плавали по берегам Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В 15 веке морская торговля сделалась более привлекательной, чем рискованная сухопутная торговля. Морское путешествие от Персидского залива до Китая заняло 150 дней, а сухопутный путь от Таны до Ханбалыка – нынешнего Пекина – около 300 дней. Кроме того, на одном корабле было столько груза, сколько в большом торговом караване с тысячей вьючных животных. Так транспорт был безопаснее, быстрее и дешевле.

Великий шелковый путьКораблем в Китай вдвое быстрее

В следствии данных геополитических и геоэкономических причин Шелковый путь как таковой прекратил свою «жизнь» в 16 веке.

Только воинствующий ислам и изменение климата положили конец как легендарной тропе, так и буддийской культуре в этих областях. Отступление ледниковых потоков с гор Куньлунь в 15 веке привело к высыханию оазисов в пустыне Такла Макан, и, в результате, торговый путь полностью прервался, и в то время он уже функционировал только в остаточной форме. Товар отправился на корабли. Это был окончательный финал гигантского пути сообщения. Шелковый путь стал достоянием истории.

Интересы Китая

Интересы Китая в продвигаемой им масштабной стратегии «Нового шёлкового пути» крайне многообразны:

Новые транспортные коридоры должны сократить сроки перевозки грузов из Китая в Европу с нынешних 45-60 суток морским путём до 10-13 дней сухопутным путём. Это позволит существенно оптимизировать поставки и удешевить многие китайские товары, укрепить положение Китая на европейских и азиатских рынках, а также занять новые рынки в Африке и на Ближнем Востоке.

Завоевание новых рынков чрезвычайно важно для роста замедляющейся в последние годы китайской экономики. Хотя в Китае ещё остаются сотни миллионов крестьян, не вовлечённых в современный экономический и технологический уклад жизни, всё же человеческие ресурсы Китая не бесконечны

Продолжение роста и развития требует находить всё более и более масштабное применение китайским товарам, технологиям и инвестициям за рубежом.

Китай весьма заинтересован в выходе китайских железнодорожных и строительных компаний далеко за пределы своих границ, чтобы обеспечить эти отрасли работой на десятилетия вперёд. К 2014 году в Китае было построено около 16 тысяч км высокоскоростных железнодорожных магистралей (60 % всей мировой сети ВСМ), а к концу десятилетия общая протяжённость сети ВЖМ в Китае должна достигнуть 30 тысяч км. В эту отрасль вложены огромные ресурсы, обеспечивая поражающие воображение темпы строительства высокоскоростных трасс, и китайское руководство понимает, что довольно скоро высокоскоростная сеть в Китае достигнет предела «насыщения» и экономической рентабельности, даже при колоссальных размерах населения и территории. Поэтому китайцы предпринимают значительные дипломатические и организационные усилия. Так, в октябре 2014 года произошло слияние крупнейших китайских производителей железнодорожной техники CNR и CSR, объединившихся для совместного выхода на мировой рынок и конкуренции с иностранными компаниями, такими как Siemens и Bombardier. Китайцы охотно берутся строить инфраструктуру даже в слабо развитых и нестабильных странах Африки — так, планируется строительство железной дороги в Восточной Африке по территории Кении, Уганды, Руанды, Бурунди и Южного Судана, а в конце 2014 года был заключён контракт на $12 млрд со строительством железнодорожной магистрали вдоль побережья Нигерии.

Тем более Китай заинтересован в строительстве железных дорог в соседних с ним странах, в выстраивании, насколько возможно, интегрированной с внутрикитайской железнодорожной сети. Как стало известно в мае 2015 года, Китай был готов инвестировать до 300 млрд рублей в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Первая в России полноценная выделенная ВСМ протяжённостью 770 км по планам сократит время пути между Москвой и Казанью с 11,5 до 3,5 часов. Магистраль предполагается строить с привлечением китайских технологий и на кредиты китайских банков, а поставлять материалы и подвижной состав в основном будут российские компании. По состоянию на конец 2018 года в Правительстве России ведутся дискуссии о том, сможет ли проект оправдать инвестиции и не начать ли строительство высокоскоростных магистралей в России с построения такой дороги между Москвой и Санкт-Петербургом.

Влияние ВШП на развитие культуры

Страны, через которые пролегал ВШП, не только удовлетворяли свои потребности в товарах, но и вступали в культурные связи с другими народами.
В ходе раскопок в Таразе были найдены серебряные вазы и кувшины, изготовленные знаменитыми мастерами Византии.
В Талгаре, Испиджабе, Отраре была найдена красивая посуда из китайского фарфора.
На трассе ВШП основными торговыми центрами в Южном Казахстане были города Тараз и Испиджаб.
Установление и развитие культурных связей благотворно отразились на развитие музыкального искусства.
Были найдены терракотовые скульптуры с изображениями танцоров, актеров в масках, музыкантов.
Были найдены руины мечетей, медресе, храмов, связанных с различными верованиями.
По ВШП распространялись также религиозные идеи, но они не являлись помехой для развития общей культуры. Примером влияния ВШП на развитие культуры, являются находки религиозных сооружений различных верований (на месте городов Тараз, Баласугун, Испиджаб).

Оцените статью
Роман Павлов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Великий шелковый путь
Гуанчжоу достопримечательности — что посетить?